Работа музея-квартиры А.М. Горького в праздничные дни

Выходные дни: 28, 29, 30 апреля, 1, 9, 10  мая.

11, 12  мая музей работает.

Время: 9 февраля 2022 г., 11.00–14.00
Место проведения: Zoom

Научный семинар «Гендерный порядок русского модернизма» проводится в рамках проекта РНФ 19-78-10100. Девятое заседание будет посвящено забытым писательницам Серебряного века.

gender2022 1

ЗАСЕДАНИЕ 9.

«ЗАБЫТЫЕ ПИСАТЕЛЬНИЦЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»

9 февраля 2022 года

11.00–14.00

 

Каплун Марианна Викторовна (к.ф.н., с.н.с. ИМЛИ РАН)

Роман О. Миртова (Ольги Негрескул) «Мертвая зыбь» в контексте гендерных проекций эпохи модернизма

 

Роман О. Миртова (Ольги Негрескул) «Мертвая зыбь» был написан в 1909 г. и по своей идеологической направленности вписывался в ряд произведений о жизни ссыльных начала XX в. В центре внимания – гендерная поэтика романа в русле фемининно-маскулинного дискурса рубежа веков. В «Мертвой зыби» воплощены некоторые гендерные «находки» автора, Ольги Негрескул, тесно связанные с социально-философской проблематикой романа. В романе нашли отражение различные гендерные типажи, основанные на принципах фемининно-маскулинного конструирования в литературе эпохи модернизма (от концепции духовной любви, дуализма и дионисийского эроса до женской истерической субъективации и кризиса патриархальности).

 

Акимова Анна Сергеевна (к.ф.н., с.н.с. ИМЛИ РАН)

«Душа моя зажженная»: поэзия Наталии Васильевны Крандиевской-Толстой в контексте эпохи

 

Н.В. Крандиевская (1888–1963) – дочь Василия Афанасьевича Крандиевского, редактора и издателя журнала «Бюллетени жизни и литературы», и писательницы Анастасии Романовны Крандиевской, автор поэтических сборников «Стихотворения» (М.: К.Ф. Некрасов, 1913), «Стихи. Кн. 2» (Одесса: Омфалос, 1919) и «От лукавого» (Берлин: Геликон, 1922). В 1914 г. она стала женой писателя Алексея Николаевича Толстого. Разделив с ним самые драматические события (Первую мировую войну, революцию, эмиграцию и возвращение), прожив наиболее плодотворные в творческом отношении годы, связанные с созданием романа «Хождение по мукам», повести «Детство Никиты» и др., она стала частью не только творческой биографии писателя, но и вошла в художественную ткань его произведений. Однако для многих современников Крандиевская была не только женой писателя, хозяйкой гостеприимного дома, матерью, но и талантливым поэтом. Ее ранние стихотворения получили высокую оценку И.А. Бунина, которого она считала наставником в поэтическом творчестве. В докладе речь пойдет об основных темах и образах поэзии Крандиевской, а также о влиянии пейзажной лирики Бунина на поэтику сборников 1913 и 1919 гг.

 

Дискуссия