Работа музея-квартиры А.М. Горького в праздничные дни

Выходные дни: 28, 29, 30 апреля, 1, 9, 10  мая.

11, 12  мая музей работает.

Время: 23 марта 2022 г.

23 марта 2022 г. на семинаре по гранту РНФ «Горький в Германии: писатель и его окружение в социокультурном и литературно-медийном пространстве» (при поддержке Российского научного фонда проект № 21-18-00131) состоялся доклад д.ф.н. ведущего научного сотрудника ИМЛИ РАН Н.Н. Примочкиной «МАКСИМ ГОРЬКИЙ И НЕМЕЦКИЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ РЕЖИССЕРЫ МАКС РЕЙНХАРДТ И ЭРВИН ПИСКАТОР».

В докладе рассмотрена история театральных постановок горьковских пьес в Германии, осуществленных двумя выдающимися немецкими режиссерами М. Рейнхардтом и Э. Пискатором.

Феноменальный успех имела в Германии пьеса «На дне», поставленная на сцене Малого театра Берлина М. Рейнхардтом и Р. Валлентином. Премьера спектакля под названием «Ночлежка» состоялась в начале января 1903 г. Пьеса трактовалась в символистском, мистическом духе. Постановщики сами играли две главные роли: Валлентин изображал Сатина, Рейнхардт – Луку, который в трактовке последнего был единственным лучом света в темном царстве ночлежки.

В дальнейшем писатель продолжал поддерживать творческие контакты с Рейнхардтом. В 1900-е - 1910-е гг. немецкий режиссер поставил пьесы Горького «Дети солнца», «Враги», «Последние» и инсценировал его рассказы «Макар Чудра» и «Хан и его сын». Творческое общение с немецким режиссером продолжилось и после революции 1917 г. В 1926 г. Рейнхардт предложил Горькому написать для его театра пьесу. Вероятно, в расчете на новаторский театральный «почерк» режиссера Горький написал для него одну из своих самых «загадочных» пьес «Фальшивая монета».

Младший современник Рейнхардта, Эрвин Пискатор, также с большим пиететом относился к «буревестнику» русской революции Горькому. В конце 1926 г. он поставил в берлинском Народном театре в свойственной ему авангардной манере пьесу «На дне», которая имела большой зрительский и коммерческий успех. 29 декабря 1926 г. личный секретарь Горького М.И. Будберг сообщала писателю, что Пискатор «“На дне” поставил с немилосердными “новшествами”».

Один из крупнейших театральных режиссеров ХХ в., убежденный революционер и коммунист, Пискатор в 1931 г. переехал в СССР. В Архиве А.М. Горького сохранились три его письма за 1934-1935 гг., адресованные писателю. В них Пискатор сообщал, что хочет поставить пьесы Горького «Егор Булычов» и «Достигаев и другие», делился планами создания Интернационального театра для русских и немецких рабочих, писал, что мечтает встретиться с «величайшим пролетарским писателем» лично. Но встреча, судя по всему, так и не состоялась. Возможно, Горький сознательно уклонялся от сближения со своим адресатом. Вероятно, писателя все же настораживал революционный и художественный радикализм немецкого режиссера-новатора.