Работа музея-квартиры А.М. Горького в праздничные дни

Выходные дни: 28, 29, 30 апреля, 1, 9, 10  мая.

11, 12  мая музей работает.

Время: 20 сентября 2023 г., 11.30–14.30
Место проведения: Онлайн (Zoom)

НАУЧНЫЙ СЕМИНАР

«ГЕНДЕРНЫЙ ПОРЯДОК РУССКОГО МОДЕРНИЗМА»

в рамках проекта РНФ 19-78-10100

 

ЗАСЕДАНИЕ 14.

«ПРОБЛЕМА САМОИДЕНТИФИКАЦИИ В ЭГО-ДОКУМЕНТАХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЬНИЦ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX В.»

20 сентября 2023 года, 11.30–14.30

 

ГП 14

 

Зусева-Озкан Вероника Борисовна (д.ф.н., в.н.с. ИМЛИ РАН)

Дневник как литературная стилизация: «Признания внука Подпольного человека» (1917) А.А. Барковой

Доклад посвящен необычному эго-документальному тексту — «Признаниям внука Подпольного человека» (1917) будущей выдающейся поэтессы Анны Александровны Барковой (1901–1976). Анализируется конструирование юной писательницей своего «я» под маской «внука Подпольного человека», ставятся вопросы о нарративной структуре (почему дайаристка избирает столь специфическую полуфикциональную форму, в основе которой лежит текст Ф.М. Достоевского), о гендерной идентичности автора, проводится сопоставление с различными претекстами, прежде всего с «Записками из подполья» (1864). Делается вывод о том, что, хотя первая половина «Признаний…» старательно стилизуется под повесть Достоевского, чем дальше, тем больше текст Барковой перестает соответствовать избранной маске, в том числе в гендерном аспекте, и фокусируется на теме любви, центральной для любого девичьего дневника. Демонстрируется, что, хотя внешняя маскулинизация авторского субъекта характерна для творчества Барковой и осуществляется ею под разными масками, проистекает она не из проблематичной гендерной самоидентификации писательницы, а из ее попыток «защититься» от того неудачного образа собственной женственности, который ей представлялся.

 

Сарычева Кристина Витальевна (PhD по русской литературе, с.н.с. ИМЛИ РАН)

Гендерная и литературная самоидентификация И.А. Гриневской

Литературное наследие И.А. Гриневской включает в себя значительное количество эго-документов, которые дают возможность проследить ее писательский путь ее собственными глазами. Знакомство с поздними (1930-х гг.) мемуарами Гриневской показывает, что для нее большую роль играла ее гендерная самоидентификация, она рефлексировала над своими несоответствиями нормативному «женскому» поведению. На материале произведений и дневников писательницы, литературно-критических статей, отзывов и дневниковых записей о ней современников проблематизируется влияние гендерной идентичности на литературное творчество Гриневской. Согласно наблюдениям автора доклада, женская гендерная идентичность является тематической опорой творчества Гриневской в тот период, когда она приобретает известность и входит в литературу, т.е. в 1890-х – начале 1900-х гг., а в пьесе «Баб» (1903), принесшей ей настоящую славу, она обращается к новым темам, параллельно отмечая в своем поведении мужские черты, что переживалось писательницей весьма драматично.

 

Дискуссия