Работа музея-квартиры А.М. Горького в праздничные дни

Выходные дни: 28, 29, 30 апреля, 1, 9, 10  мая.

11, 12  мая музей работает.

Время: 19 марта 2023 г.
Место проведения: ИМЛИ РАН

19 марта 2023 г. состоялось второе заседание научного семинара по гранту РНФ«Горький в Германии: писатель и его окружение в социокультурном и литературно-медийном пространстве» (при поддержке Российского научного фонда проект № 21-18-00131). С научным докладом выступила Н.Н. Примочкина. Тема доклада: «Черты авангардной поэтики в рассказах М. Горького «германского периода».

В начале 1920-х гг. Горький остро почувствовал, что старое классическое искусство уже не способно целиком охватить и воссоздать глобальные перемены в жизни и сознании людей, что для их изображения нужны новые художественные формы. Решив, что в новых исторических условиях послереволюционного бытия ему надо кардинально изменить свою манеру, научиться писать более экономно, точно, более емко, писатель обратился к «малой» прозе – очеркам, заметкам и рассказам. Для всех произведений этого времени характерны интенсивные поиски нового в области формы, усложнение реалистического метода, включение в него элементов и приемов символизма, импрессионизма и особенно экспрессионизма. Горький широко применял в своей художественной практике все те многочисленные авангардные приемы, которые были разработаны в экспрессионистском искусстве, например, в экспрессионистском кино — мозаичность композиции, монтаж и наплыв «кадров», стремительную смену отдельных сцен, деталей, общих и крупных планов, синтез строгой документальности с самой смелой, сюрреалистической фантастикой.

В качестве образца его новой, близкой к экспрессионизму и даже сюрреализму, поэтики в докладе подробно проанализированы два наиболее репрезентабельные произведения, написанные Горьким вскоре после приезда в Германию - небольшой автобиографический рассказ «О вреде философии» (1922) и «Рассказ о герое» (1923).

Горький считал, что его произведения начала 1920-х гг. – «это – ряд поисков иной формы, иного тона для “Клима Самгина”». Сказанное в полной мере относится к вышеназванным рассказам. В них писатель испробовал многие новаторские, в основном экспрессионистские, приемы изображения мира и человека, которые получат дальнейшее развитие в его романе-эпопее.