logo small white

ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ им. А.М. ГОРЬКОГО РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

Крупный специалист по истории немецкой литературы ХХ века и теории художественного перевода, переводчик, публицист, доктор филологических наук, главный научный сотрудник ИМЛИ РАН Павел Максимович Топер родился 1 октября 1923 г.

После увольнения с военной службы бывший фронтовик П.М. Топер учился на филологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. После окончания учебы (1950) некоторое время работал учителем в одной из московских школ, затем несколько лет — в журнале «Иностранная литература», где после защиты кандидатской диссертации по творчеству Арнольда Цвейга (1960) занимал, среди прочего, должность руководителя отдела критики.

В 1974 г. П.М. Топер пришел на работу в ИМЛИ им. А.М. Горького АН СССР, а в 1976 г. там же защитил докторскую диссертацию на тему «Литература и война. Традиции. Решения. Герои». На протяжении многих лет он возглавлял сектор литератур социалистических стран Отдела зарубежных литератур ХХ века, участвовал в создании многотомной «Истории немецкой литературы» и других коллективных трудов Института. Павел Максимович — автор известных монографий «Арнольд Цвейг» (1960, «Ради жизни на земле» (1971), «Перевод в системе сравнительного литературоведения» (2001) и др.

В 1970-е годы П.М. Топер выступил составителем серии литературно-критических статей «Современная литература за рубежом». В 1980 г вышел его сборник статей «Овладение реальностью».

В 1982 г. увидело свет подготовленное П.М. Топером собрание сочинений Анны Зегерс в 6 томах. В 1985 г. под руководством ученого вышел коллективный труд «Вторая мировая война в литературе зарубежных стран», представляющий первое в советском и зарубежном литературоведении масштабное исследование военной проблематики в мировом литературном процессе современности.

Главный труд П.М. Топера — создававшийся на протяжении десяти лет под его руководством и вышедший в 2008 г. в ИМЛИ РАН фундаментальный труд «Энциклопедический словарь экспрессионизма». Словарь стал первым в отечественной науке опытом комплексного исследования этого международного художественного явления. Труд включил в себя материал всех искусств, затронутых экспрессионизмом, не только в странах-«родоначальницах» экспрессионизма, но и в тех, где в той или иной мере развивалось экспрессионистское творчество. Содержание статей выходит за рамки фактографической подачи материала, раскрывая основные философские и эстетические характеристики экспрессионизма, его генезис, место и роль в истории мировой культуры.

Научное и творческое наследие ученого и сегодня востребовано гуманитарным сообществом, о чем свидетельствуют переиздания книг П.М. Топера, а также многочисленные ссылки молодых исследователей на его труды.