logo small white

ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ им. А.М. ГОРЬКОГО РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

Нет обложки
Издательство: ИМЛИ РАН
ISBN: 978–5–9208-0481-5

Обзор

Книга посвящена проблеме авторской позиции в произведениях Ф.М. Достоевского, анализу структуры образа и ее функций в его текстах. Описывается двусоставный образ Достоевского, скрывающий под современным обликом вечный лик, и — главное — конкретные средства и пути создания такого образа. Двусоставный образ одновременно служит средством ориентации в современности и способом воспринимать базовые тексты европейской и русской культуры — Ветхий Завет и Евангелие — без эстетической отстраненности, этически и эмоционально сопричастно, как описание происходящего в данную минуту. Анализ структуры слова персонажа и повествователя, анализ образа, создаваемого Достоевским, позволяет выявить те места, где обнаруживается авторская позиция, не выраженная в прямом дискурсе.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ
О значении Достоевского в XXI веке....................................
..................5
Об искусстве как целом ........................................
.................................16

ОБРАЗ КАК ОСНОВНОЕ
Онтология образа ........................................
...........................................25
«Глубина» образа ........................................
...........................................39

ЗАПАД И ВОСТОК О БОГОЯВЛЕНИИ: ПРОСТРАНСТВО
КАРТИНЫ И ИКОНА В ПРОСТРАНСТВЕ ........................................
.68
ОБРАЗ ПРОСТРАНСТВА: РАЙ И АД В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО 1860-Х ГОДОВ ........................................
....114
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ И СТРУКТУРА ОБРАЗА
В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДОСТОЕВСКОГО ........................................
..149
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ: ОПЫТ ЭКЗЕГЕТИЧЕСКОГО
ПРОЧТЕНИЯ РОМАНА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» ........................................
........187

ОБРАЗ ХРИСТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ГАНСА ГОЛЬБЕЙНА
МЛАДШЕГО, ДОСТОЕВСКОГО И БЛОКА: НЕКОТОРЫЕ
АСПЕКТЫ ОПЕРАТИВНОЙ ПОЭТИКИ
Что такое «оперативная поэтика»?...............................
.......................217
Феномен Достоевского на рубеже XIX–XX веков .............................230
Картина Ганса Гольбейна-младшего «Христос в могиле»
в структуре романа Ф.М. Достоевского «Идиот»:
после знакомства с подлинником.............................
....................249
Образы произведений Достоевского в поэме А.А. Блока
«Двенадцать»............................
.....................................................269

«БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ»: ОПЫТ МИКРОАНАЛИЗА ТЕКСТА
«Ошибка героя» как особый прием в произведениях
Ф.М. Достоевского............................
............................................304
Пушкинские цитаты как введение в проблематику «Вели-
кого инквизитора»............................
.............................................320
Басня о луковке и проблема апокатастасиса в романе
«Братья Карамазовы».............................
.......................................336
О функциях имен в произведениях Ф.М. Достоевского.....................342

ПУНКТУАЦИЯ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЕМ И СПОСОБ
ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ: К ПРОБЛЕМЕ
ТЕКСТОЛОГИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
В XX ВЕКЕ
Ударения в «Двойнике»..............................
.........................................350
«Опечатка во всех источниках».............................
..............................353
«Бесы» ........................................
..........................................................356
«Подросток»: «только открывающая кавычка»................................
..358
«Братья Карамазовы»: прямая речь и пропавшее чудо ......................364

ЭЛЕМЕНТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА КАК КЛЮЧ
К АНАЛИЗУ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: КОНЦЕПТ, ЦИТАТА,
ЭПИГРАФ
«Бедные люди» и «злые дети»...................................
..........................370
Камни в романе «Братья Карамазовы».............................
...................376
«Отцы и учители…»...............................
..............................................385
Онтология семьи в произведениях Ф.М. Достоевского:
«Случайное семейство», «святые воспоминания»
и «живая жизнь»..................................
.................................... 394
«Братья Карамазовы» как роман о счастливом
браке...................................
....................................................398

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ В СОСТАВЕ «ДНЕВНИКА
ПИСАТЕЛЯ» Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО: КОНТЕКСТНЫЙ
АНАЛИЗ
«Сон смешного человека» ........................................
...........................405
«Кроткая» ........................................
.....................................................412
«Мальчик у Христа на елке» ........................................
.......................421
«Мужик Марей» ........................................
...........................................429

СПЕЦИФИКА ОБРАЗА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
«Реализм в высшем смысле» и символизм: Структура об-
раза у Ф.М. Достоевского, Вяч. Иванова, А.А. Блока .................435
«Анна Каренина» и русско-турецкая война: Образ мира
и человека в восприятии Толстого и Достоевского.....................443

ДОСТУП К ФИЛОСОФИИ ДОСТОЕВСКОГО............................
.............460
О гармонии ........................................
...................................................461
«Мир спасет красота…» ........................................
..............................466
Достоевский о всемирности и всечеловечности русского
человека................................
.........................................................474
Органическая философия Достоевского: Церковь и Госу-
дарство как идеалы общественной мысли ...................................486
Слова и поцелуй Христа в «Великом инквизиторе»...........................5
00

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................
...................................................507
Библиографические примечания ........................................
........................508
Список иллюстраций.............................
......................................................521