logo small white

ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ им. А.М. ГОРЬКОГО РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

Обложка История литературы Италии. Т. IV Кн. 1 От классицизма к футуризму
Издательство: ИМЛИ РАН
Год: 2016

Обзор

Автор ИМЛИ РАН

Отв.ред. Е.Ю. Сапрыкина. 

Книга посвящена литературе Италии XIX в. и первых двух десятилетий ХХ века.Рассматривается литературный материал большой исторической и культурной эпохи, в пределах которой произошло событие эпохального национального значения - после трехвекового иноземного гнета на Апеннинскоом полуострове создается политически самостоятельное единое государство.В процессе более чем полувековой борьбы итальянцев за решение этой задачи в национальном литературном пространстве уверждается более соответствующий времени вариант классицизма (неоклассицизм), возникает национально маркированный романтизм, затем веризм -своеобразный гибрид реализма и натурализма,призванный запечатлеть своеобразие социальной психологии строящегося буржуазного государства. Реализация главной исторической задачи эпохи, превратившая Италию из "понятия географического" в суверенный политический субъект, вызвала в культурном сознании страны комплекс противоречивых явлений, связанных со стремлением не просто освоить новации европейского художественного мира, но и найти пути к утраченному культурному лидерству в Европе.

На фоне сложной общеевропейской культурной проблематики конца XIX-начала XX вв. эти устремления воплощались или в увлечении неосвоенными ранее формами романтизма (литература "растрепанных") или в усилении позитивистской аналитичности художественного высказывания (веризм), или в активизации романтико-националистических мифов(поздний классицизм, символизм). В полемике с символистскими, мистико-спиритуалистическими и эстетскими сугубо литературными исканиями конца века возникает такой авангардный феномен, как футуризм: он призвал "убить" всю предшествующую и современную ему культуру, разрушать ее гуманистические основы и создавать некую цивилизацию будущего и новый доселе невиданный художественный язык, способный отразить модифицированную техническим прогрессом "чувствительность" индустриально развитого общества. Выявляя последовательность и закономерности литературных процессов, происходивших в Италии в течение более чем столетнего периода,представляемая на конкурс книга создает целостную картину динамики национального культурного сознания, с которым Италия кардинально изменила свой историко-политический статус и вышла на мировую арену, став участницей другого, уже общемирового эпохального события - Первой мировой войны. А этим событием обозначен не только конец культурной эпохи Отточенто в Италии, но и смена парадигмы литературных подходов к миру человека во всей Европе и утверждение новой, модернистской системы художественных ценностей.