Книги сотрудников ИМЛИ РАН
Литературные замки Европы и русский «усадебный текст» на изломе веков: (1880–1930-е годы)
- Автор: Е.Е. Дмитриева
- Год: 2020
- Примечание: Отв. ред. Г.А. Велигорский. Серия «Русская усадьба в мировом контексте». Вып. 5
Обзор
В предлагаемой читателю книге в сравнительно-историческом аспекте представлен феномен русской усадьбы и западноевропейского замка как реальных артефактов быта и культуры, породивших особый тип литературы, который в русской традиции принято называть усадебной, а в европейской – литературными замками (châteaux littéraires). Хронологические рамки исследования – конец XIX – первая половина ХХ века, что, впрочем, не исключает отдельных экскурсов как в более ранние, так и в более поздние времена.
Книга состоит из пяти частей. В первой части внимание концентрируется преимущественно на тотальном истреблении русских усадеб и почти массовой эмиграции тех, кто эти усадьбы населял, после революции 1917 г. Отдельно рассматриваются примечательные попытки воскрешения русской усадебной жизни в эмиграции (швейцарская вилла С.В. Рахманинова и французские виллы И.А. Бунина). Вторая часть книги посвящена художественным колониям, коммунам и дачам: знаменитому Редхаусу – месту осуществления утопии прерафаэлитов (Англия), артистической коммуне Ворпсведе (Германия) и др. В части третьей книги усадьба (замок) рассматривается как пространство инициации. Тема эта прослеживается одновременно на материале и примере усадеб исторических и литературных (Версаль, Вёрлиц, усадьба Лашенэ, Кинта де Регалейра, Дорнах, а также текстов Бастида, Бекфорда, Байрона, герцогини Дюра, Стендаля, Ж. Грака и др.). Четвертая часть посвящена истории усадебных стилизаций, архитектурных, живописных и литературных (среди них – Строберри Хилл Г. Уолпола, вилла Керилос Т. Рейнаха, версальские акварели А. Бенуа, романы Буалева и Кундеры). Последняя часть книги обращена к феномену западноевропейского замка и его использованию как пространства жизнетворчества (замки маркиза де Сада, госпожи де Сталь, М. Пруста, Ф. Мориака и А. Вяземски).
Издание обращено как к профессионально ориентированному читателю: ученому, преподавателю, аспиранту, студенту, – так и к широкому кругу любителей русской усадьбы и ее отражения в литературе и искусстве.