Специальность 10.01.01 – русская литература
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата филологических наук
Москва
2007
Работа выполнена в Архиве А.М.Горького при
Институте мировой литературы им. А.М.Горького
Российской академии наук
Научный руководитель: доктор филологических наук Л.А.Спиридонова
Официальные оппоненты: доктор филологических наук В.Н.Терехина
кандидат филологических наук, доцент М.В.Яковлев
Ведущая организация: Московский педагогический
государственный университет
Защита состоится «____»_______________2007 г. на заседании диссертационного совета Д.002.209.02 по филологическим наукам при Институте мировой литературы им. А.М.Горького РАН по адресу: 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25а.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Института мировой литературы им. А.М.Горького РАН
Автореферат разослан «____» октября 2007 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
доктор филологических наук А.В.Гулин
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
В русской филологической науке во второй половине XIX века сложились самостоятельные направления изучения жизни и творчества писателей-классиков: пушкиноведение, гоголеведение, некрасоведение и другие. В XX веке в отечественном литературоведении сформировались уже ставшие традиционными направления в исследовании жизни и творчества писателей, относимых к советскому периоду русской литературы.
Биография и творческое наследие Алексея Максимовича Пешкова (Максима Горького), во многом связанные с советской эпохой, в наши дни все чаще подвергаются переоценке. Открывшиеся новые материалы разрушают сложившиеся стереотипы, красноречиво свидетельствуют о том, сколь необыкновенны, сложны и противоречивы они были в действительности. Литературное и эпистолярное наследие писателя поражают своим богатством и разнообразием. Горьковеды прежде всего стремятся выявить и объективно оценить документы, не упоминавшиеся ранее по причинам идеологического характера. Стало очевидным, что горьковское наследие просто «не укладывается» в узкие рамки и ограничения традиционных подходов, сложившихся в прошлом столетии. Понять неоднозначность отношения к действительности автора «Несвоевременных мыслей» дают возможность первоисточники – документы, хранящиеся в Архиве А.М.Горького. Именно они как нельзя лучше помогают проникнуть в творческую лабораторию писателя и одновременно представляют уникальный материал не только для изучения литературы конца XIX – первой половины XX века, но и общественно-политической истории России данного периода в целом.
История образования и организации архивов (и в частности Архива А.М.Горького) давно привлекает внимание исследователей. Ученый-текстолог и горьковед Е.И.Прохорову подчеркивал литературоведческую плодотворность изучения архива: «…интерес представляет и история собирания архива самим писателем, и история образования и функционирования Архива как государственной организации, и состав его фондов и т. п.»[1]. Изучение истории такого архива как Архив А.М.Горького позволяет по-новому подойти к реконструкции творческого замысла того или иного произведения; вместе с тем оно помогает определить в окружении писателя лиц, наиболее ему близких, основываясь на исследовании состава их фондов, фондов организаций и учреждений, с которыми сотрудничал Горький, воспоминаниях современников.
Актуальным является изучение Архива А.М.Горького не как собрания отдельных литературных первоисточников, но исследование его в комплексе, учитывая методику комплектования, составные части, определяя внутреннюю систематизацию, структурные и информационные взаимосвязи документов личного происхождения, а также судьбу архива в целом. Такой комплексный подход дает возможность извлечь скрытую, потенциальную информацию из источников, которые уже известны науке. Привлечение неопубликованных архивных материалов – также не менее важный элемент исследования, посвященного как источниковедению, так и историко-литературным аспектам горьковедения. Вместе с тем актуальным представляется изучение процесса разработки в Архиве А.М.Горького методов и принципов научного описания – как еще одного аспекта источниковедческого анализа. Очевидно, что выявление и публикация документов, широкая информация обо всех видах архивных источников способствуют созданию общедоступной источниковедческой базы в соответствии с новыми техническими возможностями XXI века.
Научная новизна диссертационной работы заключается в выборе темы, по которой отсутствуют обобщающие научные исследования. Настоящая диссертация является первой специальной работой, посвященной изучению истории комплектования, описания и научной публикации личного архива писателя, – с точки зрения последних достижений горьковедения. Документы, использованные по теме диссертации, позволил ввести в научный оборот значительное количество новых источников, представляющих интерес не только для историков литературы и литературоведов, но и для специалистов в области других гуманитарных дисциплин.
Цель и задачи исследования. Исходя из актуальности проблемы и степени ее изученности, автор избирает метод комплексного изучения взаимосвязей истории Архива А.М.Горького с развитием горьковедения. Таким образом, цель исследования состоит в том, чтобы выявить значение Архива А.М.Горького и его публикаций для историков литературы в целом и для горьковедов в частности, а также показать, что творческая деятельность Горького, в какой бы области она ни проявлялась, дает возможность приступить к разработке как новых проблем, так и уже затронутых ранее в литературоведении вопросов.
Поэтому в настоящем исследовании предполагается решить следующие задачи:
– проследить историко-литературные аспекты формирования Архива А.М.Горького как единого комплекса взаимосвязанных источников;
– рассмотреть состав и содержание фонда Архива А.М.Горького с точки зрения источниковедения;
– рассмотреть археографическую деятельность Архива писателя как основу развития горьковедения.
Объектом данного диссертационного исследования является Архив А.М.Горького как единый историко-литературный комплекс архивных документов, способствующий научному изучению жизни и творчества писателя.
Его предмет составляет история создания Архива, состав и содержание фонда, публикаторская деятельность сотрудников – с точки зрения истории литературы, источниковедения и археографии.
Методология исследования основана на принципах современного литературоведения: историзме, комплексности, методах источниковедческого и сравнительно-исторического анализа.
Теоретико-методологической базой диссертации послужили положения, сформулированные в работах С.Д.Балухатого, А.Л.Гришунина, Д.С.Лихачева, К.Д.Муратовой, А.И.Овчаренко, Н.К.Пиксанова, Е.И.Прохорова, Л.А.Спиридоновой, С.О.Шмидта.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования и его научные результаты изложены автором в докладах на международных научных конференциях: «Максим Горький сегодня. Проблемы эстетики, философии, культуры» (Н.Новгород, 1995 г.); «Максим Горький. На пороге XXI столетия» (Н.Новгород, 1998 г.); «Максим Горький и литературные искания XX столетия» (Н.Новгород, 2002 г.), а также в следующих публикациях по теме диссертации: XVI-м томе серии «Архив А.М.Горького»: «А.М.Горький и М.И.Будберг. Переписка. (1921-1936)»; в монографии «Архив А.М.Горького (к 70-летию со дня основания)» (М.: Наука, 2007).
Практическая значимость диссертации. Анализируемые в работе материалы и полученные результаты могут быть использованы как в исследовательской, так и в педагогической практике: при составлении программ курсов лекций по истории русской литературы XX века, в комментариях к томам Полного собрания сочинений М.Горького, вторая серия которого издается в ИМЛИ им. А.М.Горького РАН с 1995 года, а также при изучении и публикации материалов в очередном XVII томе серии «Архив А.М.Горького».
Структура работы обусловлена задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка использованных источников и литературы, который насчитывает 235 наименований.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновываются актуальность и научная новизна диссертации, определяются ее цели и задачи, указываются объект и предмет исследования.
Исследования жизни и творчества Горького можно условно разделить на два вида: труды общего характера и работы, касающиеся частных вопросов. Если для первого направления характерно обобщение проблем, связанных с его ролью в литературном процессе и в истории XX века, то для второго – новая трактовка известных, либо малоизвестных фактов биографии, истории создания произведений и других конкретных проблем освоения наследия писателя.
В период «перестройки», в связи с кардинальной переоценкой ценностей, на какое-то время систематическое изучение жизни и творчества Горького, к сожалению, приостановилось. В последнее десятилетие проходил процесс переосмысления творческого и жизненного пути писателя, что было связано с введением в научный оборот большого количества ранее не публиковавшихся архивных документов. Новый взгляд на Горького, основанный на анализе неизвестных ранее источников, характерен для работ Т.Д.Беловой, Г.С.Зайцевой, Н.Н.Примочкиной, Л.А.Спиридоновой, С.И.Сухих, Л.Я.Резникова[2]. Особый интерес представляет монография Л.А.Спиридоновой «М.Горький: новый взгляд»[3].
Проблематика исследования определила необходимый круг источников, на основе которых выполнена диссертация. В ней широко использованы как опубликованные, так и неопубликованные материалы. В составе опубликованных источников важное место занимают книжные, журнальные и газетные публикации архивного наследия Горького. За годы разработки и изучения Архива значительная часть документов, составляющих личный архив писателя, его художественные произведения и бόльшая часть писем были опубликованы.
Специфика диссертационной работы по избранной теме состоит и в том, что автор использовал не только литературоведческие, но и архивоведческие труды.
Исследования последних лет свидетельствуют об огромном научном потенциале не издававшихся ранее или малоизвестных материалов. Огромное значение для горьковедения имело рассекречивание документов, находящихся в российских архивах. Большой интерес представляют письма Горького партийным деятелям, появившиеся в 1986-1999 годах в журналах «Новый мир», «Известия ЦК КПСС», «Новое литературное обозрение», «Вопросы литературы»; они были основаны на материалах, хранившихся в Архиве Президента РФ и РГАСПИ. Не меньшей информационной насыщенностью отличаются и публикации в серийном издании «М.Горький. Материалы и исследования», издаваемом ИМЛИ РАН с 1989 года (8 выпусков). В этих коллективных трудах, наряду с научными статьями, содержится большое количество неизвестных документов с обширным научным комментарием.
Первая глава «Основные направления научной деятельности Архива А.М.Горького (Формирование источников)» посвящена реконструкции истории организации Архива А.М.Горького и его роли в научном изучении жизни и творчества писателя. Рассматриваются особенности формирования архива при жизни писателя и после его смерти, освещается деятельность Комиссий ЦК ВКП(б) по литературному наследству писателя и Архиву А.М.Горького, связанная с организацией и комплектованием Архива. Также анализируется процесс разработки в Архиве А.М.Горького методов и принципов научного описания документов – как один из аспектов источниковедения. История создания источниковедческой базы горьковедения позволяет внести существенные уточнения в биографию писателя.
Несмотря на сложные обстоятельства жизни Горького – преследования царской властью, тюремные заключения за революционную деятельность, неоднократные переезды и длительное пребывание за границей (США, Германия, Чехословакия, Италия), – он тщательно собирал свой архив. Можно предположить, что до 1918 года писатель постоянно хранил его у себя. К сожалению, сохранились не все рукописи произведений и писем Горького. Многие из них были утрачены: частые перемены места жительства, вынужденное полулегальное положение не могли способствовать накоплению и сохранению материала в личном архиве.
С 1918 года Горький передавал некоторые части своего архива на хранение в Пушкинский дом, в Государственную публичную библиотеку им. М.Е.Салтыкова–Щедрина (ГПБ), в Литературный музей при Всесоюзной библиотеке им. В.И.Ленина (ГБЛ). В январе 1922 года большое количество писем Горький отправил в Берлин в Дрезденский банк. В 1926 году писатель принял решение сосредоточить весь свой архив в Пушкинском доме, однако директор ГПБ отказался выполнить просьбу писателя, и вопрос о передаче документов из ГПБ после долгих споров так и остался нерешенным.
В связи с организацией Центрального Литературного музея в ноябре 1932 г. его директор В.Д.Бонч-Бруевич обратился к Алексею Максимовичу с письмом, в котором подробно рассказывал о его создании, розыске и приобретении архивов. В 30-е годы Горький уже не занимался вопросами объединения творческого наследия в одном месте. Для этого у него не было тогда ни сил, ни времени. Документы писателя хранились в различных учреждениях: ГПБ, ГБЛ, ИРЛИ, Гослитмузее и других. Известно также, что часть архива осталась за границей, у его друга и секретаря – М.И.Будберг. Такое положение сохранялось до смерти Горького.
Цитируемая в исследовании переписка писателя свидетельствует, насколько заботливо он относился к своему архиву, понимая его значение для истории литературы.
Уже в день смерти Горького (18 июня 1936 г.) ЦК ВКП(б) и СНК СССР утвердили Комиссию по его литературному наследству, о чем на следующий день сообщалось в «Правде».
Письмо А.И.Стецкого к И.В.Сталину и протоколы заседаний Комиссии по литературному наследству писателя позволили подробно проследить каждый этап формирования Архива А.М.Горького.
Все материалы Горький содержал в строгом порядке, что особо подчеркивал А.И.Стецкий в упомянутом выше письме И.В.Сталину. Он систематизировал их по разным рубрикам и подрубрикам; отдельно хранил рукописи художественных произведений, статей, заметок, речей, приветствий, рецензий, предисловий; присланные ему рукописи начинающих авторов – со своей правкой и без нее. Вся корреспонденция была разделена по принципу профессиональной и родственной принадлежности: писатели, начинающие писатели, общественные деятели, ученые, изобретатели, разные лица, родственники и знакомые. Горьковская систематизация, чрезвычайно ценная сама по себе, совпадала с методическими рекомендациями по работе с документами личного происхождения, принятыми в архивоведении, поэтому она и легла в дальнейшем в основу систематизации документов в Архиве А.М.Горького.
Комиссия по Архиву А.М.Горького одновременно с комплектованием осуществляла изъятие целого ряда документов. Этот материал передавался в архивы ЦК партии и НКВД. Изъятия проводились вплоть до 1947 года. В общей сложности в эти архивы было передано более 300 документов.
Архив А.М.Горького был создан на основании постановления Президиума ЦИК СССР от 14 февраля 1937 года. В соответствии с постановлением, организациям и частным лицам были разосланы письма с предложением передать имеющиеся у них автографы писателя и другие документы в Архив А.М.Горького. Большую помощь в организации Архива оказали жена писателя Екатерина Павловна Пешкова и его невестка Надежда Алексеевна Пешкова. Первым заведующим Архивом А.М.Горького, вплоть до своей кончины в 1953 году, была Елена Федоровна Розмирович.
Сформировавшись как структурная единица Института мировой литературы им. А.М.Горького, Архив А.М.Горького с самого начала строил свою работу согласно правилам, существовавшим в системе государственных архивов.
На начальном этапе его деятельности осуществлялась интенсивная работа по собиранию наследия писателя. В этой связи главным направлением деятельности научного коллектива, безусловно, можно считать комплектование. Работу Архива А.М.Горького приостановила начавшаяся Великая Отечественная война. В октябре 1941 года Архив писателя был эвакуирован, основная часть фонда была размещена в Томске. Несмотря на то, что Архив находился в эвакуации, поступления горьковских материалов не прекращались. В Ташкенте у соратника и издателя произведений Горького А.Н.Тихонова были закуплены письма Горького, Л.Н.Андреева, В.Г.Короленко и других лиц, сохранившиеся в его архиве. В Москве закупкой и приемом на хранение материалов для Архива А.М.Горького занимались представители старейшего отдела (тогда сектора) Института мировой литературы – Сектора рукописных и книжных фондов.
10 мая 1945 года шестьдесят ящиков, с более чем семьюдесятью пятью тысячами документов, вернулись в Москву из Томска. Для их хранения были подготовлены специально отведенные помещения Института и малый сейф Архива.
В целях более продуктивной работы по собиранию литературного и эпистолярного наследия Горького и активизации его использования постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) от 9 марта 1947 года была создана Комиссия по Архиву А.М.Горького. Ее возглавил первый секретарь Союза советских писателей СССР А.А.Фадеев. В состав Комиссии вошли также заведующая Архивом Е.Ф.Розмирович, научные сотрудники ИМЛИ Ф.М.Головенченко и М.Б.Митин[4].
На Комиссию возлагались задачи по собиранию автографов и документов, связанных с жизнью и творчеством писателя, созданию условий для их хранения, ей также предписывалось усилить контроль за использованием литературного наследия Горького в научно-исследовательской работе. В полномочия Комиссии входило и утверждение к печати новых, ранее не публиковавшихся, текстов Горького, с последующим утверждением в ЦК ВКП(б). Задачи, поставленные перед Комиссией, свидетельствовали о том, что Архиву А.М.Горького придавалось огромное политическое и идеологическое значение. Это отразилось на всей его деятельности и особенно проявилось в ограниченном допуске исследователей к материалам: ЦК КПСС строго контролировал все публикации Архива и режим хранения документов.
Наряду с этой Комиссией существовала ранее созданная постановлением Секретариата ЦК ВКП(б) от 18 октября 1945 года Редакционная комиссия по Архиву А.М.Горького в составе А.М.Еголина, П.Н.Поспелова, Е.Ф.Розмирович, А.Н.Тихонова и В.В.Григоренко. В 1949 году эти две комиссии были объединены[5], общее руководство ими осуществлял А.А.Фадеев. Комиссия обладала большими полномочиями: ее решения предписывалось выполнять всем организациям, в том числе Институту мировой литературы.
К декабрю 1947 года Комиссии удалось частично собрать автографы Горького и другие материалы о нем, находившиеся в государственных учреждениях: Институте русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР, Публичной библиотеке им. М.Е.Салтыкова-Щедрина, Государственном Литературном музее, Главном архивном управлении, Музее К.А.Тимирязева, Государственном музее Грузии. Среди полученных материалов были рукописи художественных произведений Горького: пять стихотворений, правка верстки повести «Жизнь ненужного человека», текст пьесы по роману «Фома Гордеев» с правкой, предисловие к каталогу выставки Кукрыниксов, а также его письма к А.А.Блоку, И.А.Бунину, Г.И.Успенскому, Н.К.Михайловскому, А.В.Амфитеатрову, А.М.Калюжному, художникам Кукрыниксам, А.Н.Толстому, И.Д.Верхоустинскому, Н.Д.Телешову. Кроме того, поступили письма корреспондентов Горького (среди которых А.П.Чехов и В.Г.Короленко), биографические документы, воспоминания современников (например, А.А.Золотарева, Н.Прахова, Л.М.Коган, Н.И.Денисенко) и другие материалы.
Выявление документов, находящихся за рубежом, проводилось очень медленно и неравномерно. Это направление деятельности Архива начало успешно разрабатываться в 1960-е годы и продолжает развиваться в настоящее время. Богатейший архив Екатерины Павловны Пешковой поступил в Архив после ее смерти в 1965 году; при жизни автографы писем Горького она хранила в архивном сейфе. Архив Е.П.Пешковой – крупнейшее частное собрание документов, содержащее около двадцати тысяч писем, в том числе более 900 автографов писателя.
Вторым по величине (после архива Е.П.Пешковой) является архив писателя и биографа Горького – И.А.Груздева. В течение нескольких лет Груздев, а после смерти его вдова Т.К.Груздева передавали письма Горького, а также другие материалы в Архив.
Большую помощь в комплектовании документами из-за рубежа Архиву оказал И.С.Зильберштейн: благодаря его участию в Архив А.М.Горького поступили письма писателя Леониду Андрееву, переписка с Зиновием Пешковым и ряд других коллекций.
Огромное значение имело возвращение документов, ранее изъятых из Архива Комиссиями по литературному наследству Горького и переданных в архив КГБ. Из архива Комитета госбезопасности еще в начале 1960-х годов в Архив А.М.Горького поступило несколько писем Горького Р.Роллану и Г.Г.Ягоде. Осенью 1992 года, после запросов в архив КГБ оттуда были переданы ценнейшие материалы: медицинское дело Горького; документы, отражающие дело лечивших его врачей, а также история болезни сына Горького – Максима Пешкова, копии перлюстрированных писем писателя.
Из Архива Президента РФ также возвратилась значительная часть архива, изъятого Комиссиями. Этот материал в основном представлял собой автографы, черновики и секретарские машинописные копии писем писателя И.Сталину, Н.Бухарину, К.Ворошилову, М.Калинину, Л.Кагановичу, А.Стецкому, А.Рыкову и другим деятелям РСДРП, ВКП(б) и КПСС. Бόльшая часть писем относится к 1930-м годам, они представляют собой богатый материал для изучения общественно-политической позиции писателя тех лет.
Важное направление работы Архива – научное описание документов, после которого каждому документу присваивается шифр. Далее он вводится в разветвленную систему учета и научно-справочного аппарата и может быть использован в конкретных научных и практических целях.
Идеологизация и политизация архивов в советский период естественным образом приводила к отсутствию гласности и ограничению их использования. Единственным справочником, доступным для исследователей, стало «Описание рукописей М.Горького» (том 1), вышедшее в 1948 году[6]. В него вошли 1914 рукописей, относящихся к 855 произведениям: это рукописи художественных произведений (кроме стихотворений), литературно-критических и публицистических статей. Сейчас издание во многом устарело – после того как оно вышло в свет, Архив пополнился новыми рукописями художественных произведений, публицистических и литературно-критических статей (среди них такие известные, как первые четыре страницы повести «Мать», очерк о землетрясении в Италии в 1930 году – «Терремото»), поэтому издание требует значительных дополнений. К сожалению, второй том «Описания», в котором должны быть представлены остальные рукописи Горького – стихотворения, наброски, записные книжки писателя, а также собрание всех его писем, – пока остается в проекте.
При отсутствии обзоров фонда, путеводителей, изданных описей главным научно-справочным аппаратом Архива А.М.Горького является его каталог. С момента создания Архива он постоянно дорабатывался и расширялся. В середине 1950-х годов в систематизации, описании и каталогизации выявились недостатки, которые потребовали усовершенствования всей системы научной обработки документов.
В конце 1950-х – начале 1960-х годов удалось завершить переработку старых инструкций по научной обработке документов и их каталогизации, уточнить схему систематизации. Результатом проведенных уточнений и изменений, работа над которыми продолжалась несколько лет, и стал нынешний каталог, уникальный, по определению многих коллег-архивистов. Сейчас он представляет собой разветвленную, рационально взаимосвязанную систему нескольких каталогов и является основным справочным аппаратом для Архива. Каталог постоянно пополняется и расширяется. В настоящее время он насчитывает около двух миллионов карточек, являясь для всех исследователей прекрасным источником информации обо всех документах Архива.
На протяжении 70 лет существования Архива А.М.Горького его документы широко использовались и продолжают использоваться в научных, учебных и культурно-просветительских целях. Вместе с тем необходимо отметить, что в силу особых обстоятельств Архив всегда был закрытым учреждением для массового читателя. Допуск в читальный зал и к материалам Архива ограничивался, и, как уже упоминалось выше, в 1940–80-е годы Комиссия по литературному наследству А.М.Горького в основном занималась вопросами допуска к работе с документами в читальном зале, выдачей разрешений на публикацию архивных материалов (подробно рассматривались темы работ, выписки, которые делались исследователями для их трудов; помимо утверждения Комиссией по литературному наследству А.М.Горького, темы и выписки посылались на утверждение в ЦК КПСС, и только после разрешения «сверху» выписки выдавались обратно читателям). Подобная практика сохранялась вплоть до конца 1986 года.
Несмотря на ограничения, с 1947 года по настоящее время в читальном зале побывало около четырех тысяч ученых, писателей и аспирантов со всего мира. Архив также обслуживает научные и литературно-издательские организации, на основе его документов написано немало докторских и кандидатских диссертаций, книг, сняты документальные и художественные фильмы, созданы экспозиции московского Музея А.М.Горького и его музеев в Поволжье, а также целый ряд экспозиций литературных музеев С.-Петербурга, Ленинградской и Московской областей, Якутии, Алтая, Урала и других регионов.
С 1989 года в Институте мировой литературы стали выходить сборники с общим названием «М.Горький. Материалы и исследования»[7], публикации в которых традиционно готовятся по материалам Архива А.М.Горького. Так, в шестом выпуске «Вокруг смерти Горького (Документы, факты, версии)»[8] опубликованы все сохранившиеся документы, связанные с болезнью и смертью писателя: его медицинская карта, «Журнал болезни», воспоминания коменданта дома на Малой Никитской И.М.Кошенкова и шофера Г.Пеширова. Седьмой выпуск содержит большую, ранее не издававшуюся, переписку Горького за период с 1906 по 1936 гг.[9] Этот временной пласт дает возможность более полно реконструировать на этом историческом фоне жизнь писателя, проследить изменение его общественной позиции и взглядов на происходящее, глубже понять сложные взаимоотношения Горького с властью в разные периоды, точнее раскрыть его отношение к идейным и литературным течениям в среде русской эмиграции «первой волны».
Самостоятельным и чрезвычайно важным направлением в деятельности Архива является научно-издательская деятельность. По архивным материалам готовятся тексты и комментарии собраний сочинений классиков русской и советской литературы, отдельные тома «Литературного наследства», пишутся монографии. Фундаментальные исследования составляют примерно половину всех работ. Что касается тематики исследований, то она очень разнообразна: изучение литературных, общественных, политических, философских, эстетических взглядов Горького; его жизни и творчества; а также биографии и творчества целой плеяды писателей и деятелей искусства, общественных деятелей XX века; обращение к творчеству отдельных авторов, современников писателя; сравнительное исследование литературы и искусства в их взаимосвязях; различные вопросы истории, политики и литературы, театра и культуры в целом.
Таким образом, рассматривая основные направления научной деятельности Архива А.М.Горького и процесс формирования источников, можно сделать вывод о том, что документальная полнота архива, сохранность его материалов имеют огромное значение для истории литературы и отечественной культуры.
Во второй главе «Фонд Архива А.М.Горького как основной источник развития горьковедения» дается краткий обзор и анализ состава и содержания фонда Архива, который в настоящее время является одним из самых значительных по объему хранилищ документов, отражающих историю литературы и общественно-политической жизни России конца XIX – первой трети XX века.
Горький лично систематизировал свой архив по разным рубрикам и подрубрикам. Документальные материалы в нем составляют следующие основные разделы:
1. Рукописи художественных произведений Горького.
2. Литературно–критические и публицистические статьи.
3. Заметки.
4. Письма Горького разным лицам.
5. Письма разных корреспондентов Горькому.
6. Биографические документы и материалы Горького.
7. Воспоминания о Горьком.
8. Материалы семьи Горького: Е.П.Пешковой, М.А. и Н.А.Пешковых.
Наиболее ценные из них – рукописи романов, повестей, рассказов, пьес, очерков, их наброски, варианты и редакции. Например, повесть «Дело Артамоновых» представлена в трех редакциях с дополнительными вариантами отдельных эпизодов. Самое большое произведение – «Жизнь Клима Самгина» – сохранилось в двух полных вариантах и многочисленных набросках.
Значительное место в собрании горьковских материалов занимают рукописи, отредактированные им в 1923 году. Готовя новое собрание сочинений для берлинского издательства «Книга», писатель существенно переработал произведения, опубликованные ранее. Последняя авторская правка цикла ранних произведений легла в основу всех последующих их переизданий – как собраний сочинений, так и отдельных изданий. Очевидная научная ценность отредактированных рукописей в том, что они позволяют охарактеризовать редакторскую работу писателя, определить на конкретных примерах требования зрелого мастера к собственному раннему творчеству на другом, более позднем этапе. Полное собрание творческих рукописных материалов Горького сделало возможным текстологическое изучение его художественных произведений. Некоторые рукописи, например, черновики большинства пьес и рассказов («Тюрьма», «Человек») позволяют начать текстологический анализ уже с момента их замысла.
Не менее интересны для исследователя творческой биографии писателя и разделы, содержащие литературно-критические и публицистические статьи и заметки Горького. Процесс возникновения замысла ряда литературных произведений и формирование идейно-политических и художественных взглядов писателя подробно отражен в заметках и записных книжках, составляющих обширный массив в рукописном наследии Горького. Сделанные на листках из блокнота заметки представляют собой иногда завершенные, но чаще черновые, трудно читаемые записи. Это наброски, портретные характеристики, высказывания о литературе и языке, суждения о религии и о русской истории, фрагменты высказываний публицистического характера. Писатель хранил заметки в специальных конвертах. Некоторые надписаны его рукой: «О Л.Н.Толстом», «Достоевский», «Лесков», «Личное», «Заметки» и т.п.; другие – не систематизированы. Они отражают своеобразную манеру творческой работы Горького: наряду с пометами на книгах делать замечания по поводу прочитанного на отдельных листках. Иногда они оставлялись им в книгах, но чаще собирались в отдельные конверты. Например, в конверте, не имеющем названия, писатель хранил листки с записями впечатлений от встреч с разными людьми. Довольно часто записи такого рода делались прямо на визитных карточках. Некоторые из заметок представляют собой законченные портретные характеристики, как, например, заметки о В.Ходасевиче или В.Чернове.
Заметки, вложенные в конверт с надписью «Личное», относятся в основном к 1928 году (в этом же конверте писатель хранил и свои стихотворения). В личных заметках Горький довольно часто оценивал себя со стороны, анализируя свои человеческие и творческие черты, иногда не без иронии. Для заметок писателя характерна крайняя скупость в выражении личных чувств и эмоций. Можно предположить, что они служили ему своеобразной «кладовой» памяти, в которой отложилась определенная часть его жизненного и творческого опыта.
Ценнейший раздел Архива, как для горьковедения, так и для истории литературы в целом, составляет огромная переписка Горького с деятелями литературы, искусства, науки, политическими и общественными деятелями, многочисленными читателями, насчитывающая десятки тысяч писем, в том числе – около тринадцати тысяч писем самого писателя. В конце 1928 года он писал Илье Александровичу Груздеву: «...разбирая письма, коими осыпает меня “Русь”, завидую человеку, который будет рыться в моем архиве»[10]. Письма Горького к писателям воссоздают неповторимое своеобразие литературной жизни конца XIX – первой трети XX века: нравы, человеческие отношения, условия литературной работы, постепенное изменение политической обстановки, атмосферу творчества. Тогда многие крупнейшие произведения литературы находились на стадии замысла, появлялись неизвестные авторы, а Горький только начинал писать «Жизнь Клима Самгина».
Переписка Алексея Максимовича с писателями интересна еще и тем, что освещает все стороны литературного процесса, частные литературные события, взаимоотношения и споры. Такова, например, переписка писателя с М.М.Пришвиным, Л.Н.Толстым, А.П.Чеховым, В.Г.Короленко, А.А.Блоком. Часто творческая помощь Горького писателям выражалась в непосредственном участии в их поисках и замыслах, в работе над образом, сюжетом, языком. Особенно ярко она проявилась в переписке с начинающими авторами.
В переписке Горького отчетливо видна его огромная редакционно-организаторская работа – как в дореволюционный, так и в послереволюционный период. Он не только продумывал план издания, но сам подыскивал авторов, переписывался с ними, входил во все детали будущего дела. Эта многосторонняя, часто черновая работа нашла отражение в его переписке со многими государственными и общественными деятелями (В.И.Ленин, И.В.Сталин, Л.Б.Каменев, А.В.Луначарский, А.С.Бубнов, М.Н.Покровский). Не все начинания писателя оказались осуществимы: часто не было средств, не позволяли цензурные условия.
В тесной связи с упомянутыми выше разделами находится большой массив материалов, составляющий рукописи различных авторов с правкой, пометками и замечаниями писателя. Таких рукописей насчитывается около девятисот. Горьким были прочитаны рукописи самых разных авторов – начинающих и уже вошедших в литературу. Почти во всех письмах к писателям, а также в беседах с ними он постоянно просит, не стесняясь, присылать их ему.
Благодаря бережному отношению Горького к каждой рукописи, попадавшей тем или иным путем в его руки, глубоко продуманным отзывам о первых книгах еще никому не известных авторов, получили «благословение» на литературную деятельность многие талантливые советские писатели: Л.Леонов, Ф.Гладков, А.Макаренко, К.Федин, А.Фадеев, А.Афиногенов, О.Берггольц, К.Тренев, В.Гроссман, писатели, входящие в группу «Серапионовы братья» и многие другие. Богатейший рукописный материал, сохранившийся в Архиве А.М.Горького, дает возможность познакомиться с творческими приемами Горького, которыми он щедро делился с начинающими авторами.
Исключительно интересна и его переписка с иностранными корреспондентами. Горькому писали со всех концов мира. В Архиве сохранились тысячи писем от зарубежных писателей и общественных деятелей, рабочих и художников, артистов, педагогов, журналистов, критиков и публицистов. Среди них: Герберт Уэллс и Стефан Цвейг, Анри Барбюс и Ромен Роллан, Томаш Масарик и Шьямаджи Кришнаварма, Аксель Гален-Каллела и Макс Рейнгхардт, Бенито Муссолини и многие другие. Тематика переписки чрезвычайно разнопланова: начиная с просьб об автографах и заканчивая философскими и политическими размышлениями.
Из горьковского эпистолярного наследия следует выделить письма, которые дают возможность охарактеризовать огромное разнообразие форм его общественно-публицистической деятельности: это письма-статьи – нередкая форма в писательской практике Горького, специфика которой заключается в превращении личного послания в литературную статью.
Жанр статьи характерен и для письма-предисловия, письма-рецензии. К этому же по существу публицистическому материалу относятся и открытые письма Горького, опубликованные в газетах и журналах, как правило, затрагивающие актуальные общественные темы. К ним примыкает большое число писем-приветствий, с которыми писатель обращался к общественности. Далее следует обширный ряд писем в редакцию различных газет по актуальным общественным и биографическим вопросам.
Довольно полно представлены документальные биографические материалы, иллюстрирующие жизнь и творчество писателя. Среди них документы, связанные с имущественным, профессиональным и сословным положением семьи Кашириных, записи актов гражданского состояния А.М.Пешкова и его семьи, школьное свидетельство, страница домовой книги дачи Чехова в Алупке с записью о прописке; договор на аренду дачи в Финляндии, домовая книга с пропиской Горького в Нейволе, свидетельство о его пребывании в С.-Блазиене.
Большой интерес представляют материалы, отражающие революционную деятельность писателя: векселя, его подписи на векселях, связанных с финансовой поддержкой Московского вооруженного восстания 1905 года; жандармские и цензурные дела, протоколы обысков, допросов, донесения филеров и т.д. Отдельно следует отметить документы, связанные с изданием и переводами произведений Горького: дела Главного цензурного комитета, цензурных комитетов Петербурга, Москвы, Н.Новгорода, Самары, Казани и многих других городов; отзывы цензоров и оценки произведений писателя, цензурные изъятия из текстов и списки запрещенных произведений писателя.
В Архиве А.М.Горького хранятся документальные материалы, отражающие деятельность издательств, в создании которых принимал участие Горький: Государственное издательство РСФСР, «Academia», «Художественная литература», «Всемирная литература», «Федерация», «Время», «Земля и фабрика». Сохранились также планы, отчеты, протоколы заседаний различных редколлегий с его многочисленными пометками. Не менее обширна переписка с сотрудниками издательств.
К данному разделу относятся и материалы о деятельности редакций газет и журналов, создаваемых писателем, а также редакций книжных серий и других его издательских начинаний: «Новая жизнь», «Беседа», «Литературная газета», «Наши достижения», «Литературная учеба»; «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», «История молодого человека», «История деревни», «История женщины», «Библиотека поэта», «День мира». Среди них протоколы заседаний редакций «Истории гражданской войны», «Истории деревни»; стенограмма совещания по вопросу о журнале «Наши достижения»; план журнала «Литературная учеба» и многие другие документы.
Архивом А.М.Горького специально собирались и записывались воспоминания лиц, знавших писателя. Из наиболее ярких и достоверных воспоминаний об отдельных периодах жизни и деятельности писателя нужно отметить следующие мемуары: о 1890-х годах – О.Ю.Каменской, О.Ф.Ивиной-Лошаковой, о периоде пребывания в Тифлисе – А.М.Калюжного и Н.М.Кара-Мурзы, о дореволюционном периоде – Н.Е.Буренина, А.А.Золотарева, О.О.Грузенберга, И.Д.Сытина, о послереволюционном периоде – М.Ф.Андреевой, В.М.Никитина, А.С.Курской, А.В.Сигорского, К.И.Чуковского.
Большой и достаточно самостоятельный раздел представляют материалы семьи Горького, к которым относятся фонды Екатерины Павловны Пешковой, Максима Алексеевича и Надежды Алексеевны Пешковых. Тесное переплетение жизни близких и родных писателю людей с его жизнью и творчеством отражено в принадлежащих им архивах. Фонды Максима и Надежды Пешковых состоят в основном из их писем друг другу и разным корреспондентам, чаще всего – это лица из близкого окружения писателя. Среди них семья художника Н.А.Бенуа, П.П.Крючков, М.И.Будберг, семья Ф.И.Шаляпина.
Архив Екатерины Павловны Пешковой содержит более двадцати тысяч единиц хранения: биографические материалы Е.П.Пешковой; небольшая коллекция документов, связанных с ее общественно-политической деятельностью; обширная личная переписка; рукописи разных авторов; материалы М.К.Николаева, ее многолетнего друга и соратника; газеты и газетные вырезки. Наиболее существенной и ценной частью этого архива являются письма Горького к жене и сыну.
Письма к Е.П.Пешковой часто напоминают дневниковые записи. В них – его размышления и настроения, все то, что волнует, чем он живет в настоящий момент. Очень часто письма к жене и сыну переполнены откликами на политические события, на явления литературной и культурной жизни. Из них мы узнаем о творческой работе писателя. Интересны они и тем, что в полной мере передают черты горьковского характера, позволяют глубоко проникнуть в суть его духовных исканий.
Архив Е.П.Пешковой до научной систематизации содержал большое количество автографов Горького (писем и художественных произведений), писем его корреспондентов, воспоминаний и статей о нем. В особом ряду располагался отдел откликов на смерть Горького, бережно собранный самой Екатериной Павловной. Эти письма и документы представляют по своему содержанию и богатству биографического материала исключительный интерес.
После Великой Отечественной войны, когда в Архив А.М.Горького стали поступать документы, касающиеся не только писателя, но и его окружения, сотрудники Архива сначала объединили их с единым фондом писателя. Но количество таких документов увеличивалось, в результате появились новые фонды: И.П.Ладыжникова, К.П.Пятницкого, И.А.Груздева, А.Н.Тихонова, которые по характеру и содержанию органически примыкают к существующему Архиву А.М.Горького и являются важнейшим и необходимым дополнением его фонда. При этом горьковские материалы, в основном автографы, были изъяты из них для горьковского фонда.
Материалы фонда И.П.Ладыжникова представлены биографическими документами и большой перепиской с женой – Екатериной Ивановной Ладыжниковой и дочерью Натальей. Основные документы о работе, связанной с деятельностью издательств «Издательство И.П.Ладыжникова», «Книга» и «Международная книга», вынесены в фонд Горького и по своему составу перекликаются с фондами К.П.Пятницкого и А.Н.Тихонова и архивами издательств «Знание» и «Всемирная литература». Наиболее полным является фонд издательства «Знание», в документах которого подробно отражена творческая и организаторская деятельность Горького. В нем сохранилась, практически в полном объеме, его переписка с писателями: А.В.Амфитеатровым, Л.Н.Андреевым, К.Д.Бальмонтом, И.А.Буниным, А.Н.Бенуа, А.А.Богдановым, В.В.Вересаевым, А.Л.Волынским, К.Гамсуном, Б.К.Зайцевым, А.А.Золотаревым, С.С.Кондрушкиным, Ф.Д.Крюковым, А.И.Куприным, Д.С.Мережковским, А.П.Чеховым, И.С.Шмелевым, П.С.Юшкевичем и многими другими.
К числу источников, хранящихся в фондах издательств, относятся финансово-расчетная и расчетно-сметная документации. Наконец, значительный интерес представляют протоколы общих собраний участников и коллегиальных органов этих издательств, в которых отражена их внутренняя жизнь. Так, в фонде издательства «Знание» сохранилось 35 протоколов общих собраний участников этого товарищества. Протоколы велись в специальном журнале с надписью на титульном листе: «Протоколы общих собраний товарищества “Знание”»[11].
Изучение документации издательств, хранящихся в Архиве А.М.Горького, дает возможность исследователям лучше осветить процессы функционирования издательств на рубеже XIX – XX веков, проанализировать степень участия в них Горького и его влияния на их деятельность.
Исследование состава и содержания фонда позволило выявить их взаимосвязь и взаимодополняемость, а также показать значение Архива как научного центра и основного источника не только для развития горьковедения, но и для истории русской литературы XX века в целом.
В третьей главе «Археографическая деятельность Архива А.М.Горького» рассказывается о научно-издательской работе Архива, особенно в период конца 1930-х – первой половины 1980-х гг., о влиянии идеологизации и политизации общества на тематику публикаций.
С момента основания Архива А.М.Горького наряду с работой по комплектованию и научному описанию горьковских материалов перед коллективом архивистов встала задача историко-литературного изучения наследия писателя и издания неопубликованной части его архива. Эти задачи начали осуществляться в 1939 году в серии томов под общим названием «Архив А.М.Горького» и ряде тематических сборников. Всего за время существования Архива издано шестнадцать томов (1939–2001), в настоящее время ведется работа над семнадцатым томом.
Первый том этой серии «М.Горький. История русской литературы»[12], вышедший в 1939 году, стал первым изданием, имеющим гриф Института мировой литературы им. А.М.Горького АН СССР. Эта книга включала в себя курс лекций по истории русской литературы, которые Горький читал в 1909 году в Каприйской партийной школе для рабочих. Рукопись лекций сохранилась в Архиве в черновом варианте: в ней не хватает страниц, нет начала некоторых глав, другие не имеют конца.
Научным сотрудникам Архива И.П.Ладыжникову и М.М.Юнович, готовившим это издание, пришлось проделать большую текстологическую работу: восстанавливать тексты лекций и цитаты в рукописи, комментировать их. Для этого потребовалось тщательное изучение личной библиотеки Горького, книг из его библиотеки 1907–1909 годов и огромного количества разнообразного литературного материала, использованного им в работе.
Другие тома серии «Архив А.М.Горького» можно условно разделить на группы в соответствии с характером материала, опубликованного в них. Во II, III, VI и XII тома вошли неизданные художественные произведения, сценарии, пьесы, стихи, публицистика, что в свою очередь значительно расширило представление читателей о диапазоне горьковского творчества. Например, в VI том[13] вошли повести, рассказы, воспоминания, драмы, стихотворения – большей частью незаконченные, а также планы произведений и схемы сценариев, наброски сюжетов, творческие «заготовки» писателя. Издание, в сущности, является продолжением II тома – «Пьесы и сценарии»[14] и III тома – «Повести, воспоминания, публицистика, статьи о литературе»[15]. Произведения публиковались впервые и охватывали все годы литературной деятельности Горького – от самых ранних стихотворных набросков до записей последних лет.
XII том «Художественные произведения. Статьи. Заметки»[16] заключает эту группу и является одним из интереснейших и, вероятно, самым трудным по подготовке, изданием Архива. До этого, как правило, публиковались завершенные произведения, тексты статей и заметок. Новый том формировался в основном из черновых, незавершенных рукописей Горького, почерпнутых из большого массива малоизученных материалов.
Тома IV, VII, VIII, X, XI, XIV, XV посвящены эпистолярному наследию Горького. Каждый из этих томов содержит либо письма, подобранные по тематическому признаку («Горький и зарубежные литераторы», «Горький и советская печать»), либо письма к отдельным адресатам – К.П.Пятницкому, И.П.Ладыжникову, И.А.Груздеву, Р.Роллану.
Начиная с VIII тома «Переписка А.М.Горького с зарубежными литераторами»[17], Архив приступил к изданию двусторонних переписок писателя с его корреспондентами, что повысило научный уровень публикаций, сделало их еще более информативными. А.Барбюс, С.Цвейг, Ж.-Р.Блок, В.Маргерит, Г.Манн, Т.Манн, Р.Роллан, Ф.Элленс, Т.Драйзер, Г.Уэллс, Б.Шоу, С.Алерамо, Г.Гауптман, С.Лагерлеф, Э.Сяо, М.А.Нексе, Л.Эйно – далеко не полный список его корреспондентов, представленных в VIII-м томе. В комментариях к тому использовано большое количество фактических сведений, относящихся к биографии и творчеству Горького и выдающихся зарубежных писателей.
После значительного перерыва увидел свет XV том «Архива А.М.Горького» – «М.Горький и Р.Роллан. Переписка. (1916–1936)»[18], сделавший достоянием исследователей одну из самых интересных переписок в истории литературы XX века. В томе затронуты наиболее сложные и актуальные проблемы общественной и культурной жизни первой трети XX века.
V и IX, XIII, XVI тома посвящены переписке писателя с его родными, тома V и IX – с Е.П.Пешковой[19], XIII – с сыном Максимом[20] и XVI – с М.И.Будберг[21].
Отметим, что примечания и научно-справочный аппарат к этим изданиям были охарактеризованы К.Д.Муратовой в рецензии «К выходу нового тома “Архива А.М.Горького”»[22], посвященной выпуску IX тома «А.М.Горький. Письма к Е.П.Пешковой. 1906-1932». Давая в целом положительную оценку работе составителей и комментаторов, К.Д.Муратова писала, что письма представляют исключительный исторический и историко-литературный интерес, однако, комментарии в томах слишком сжаты и нередко формальны, что в них мало примечаний, а те, какие есть, часто слишком кратки. Она подчеркивала, что этих недостатков удалось избежать лишь в VIII и X томах «Архива А.М.Горького»[23].
О новом подходе к подготовке комментариев мы можем говорить только применительно к XV и XVI томам. В них даны подробные исторические, историко-литературные, общественно-политические комментарии; в огромном количестве привлечены архивные материалы, не только горьковского, но и других архивов; даются подробные справки об упоминаемых лицах. Помимо именного указателя, в этих томах приводятся указатели произведений и книг Горького и Р.Роллана и указатель издательств, газет и журналов. Кроме того, эти книги снабжены прекрасными иллюстрациями.
Подобные изменения в подходах к комментированию и научно-справочному аппарату архивных томов, безусловно, стали возможны благодаря переменам, произошедшим в конце XX века. Рассекречивались документы, облегчался допуск к ним – все это способствовало более широкому раскрытию публикуемых материалов.
Кроме серии томов «Архива А.М.Горького» сотрудники Архива, совместно с горьковедами ИМЛИ, участвовали в подготовке тематических сборников, содержащих переписку Алексея Максимовича с русскими писателями – «М.Горький и В.Г.Короленко» и «М.Горький и А.Чехов»[24]. Архивом и Сектором А.М.Горького ИМЛИ, совместно с Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, подготовлена книга «В.И.Ленин и А.М.Горький. Письма, воспоминания, документы»[25].
Весьма ценные документы публиковались также Архивом А.М.Горького в сборниках «Горьковские чтения».
Среди них переписки писателя с И.А.Буниным[26] и Ф.И.Шаляпиным[27], письма к А.Н.Тихонову[28] и М.Хилквиту[29].
Все упомянутые публикации расширяют наше представление о личности писателя, рассказывают об отношении к людям и событиям, вводят в атмосферу духовной жизни конца XIX – первой половины XX столетия, способствуют более глубокому пониманию творчества Горького, намечают пути дальнейших научных разработок, составляют ценный материал для изучения истории русской литературы XX века.
Совместно с редакцией «Литературного наследства» Архив подготовил к печати несколько томов: 70 том «М.Горький и советские писатели. Неизданная переписка»; 72 – «М.Горький и Л.Андреев. Неизданная переписка»; 95 – «Горький и русская журналистика начала XX века. Неизданная переписка»[30]. Огромная работа была проведена Архивом А.М.Горького и ИМЛИ по подготовке и изданию четырех томов «Летописи жизни и творчества А.М.Горького»[31].
С 1949 по 1956 год Сектором А.М.Горького Института мировой литературы и Архивом А.М.Горького готовилось к изданию 30-томное Собрание сочинений Горького[32].
С 1968 года при непосредственном участии Архива началась подготовка Полного собрания сочинений Горького[33]. Оно было задумано в трех сериях. Первая серия – художественные произведения в 25-ти томах и 10 томов вариантов к ним; вторая серия, продолжающаяся и поныне, эпистолярная – в 24 тт. (вышли тома с 1 по 13)[34]; третья серия в 18-ти томах – литературно-критические и публицистические статьи. По сравнению с предыдущим 30-томным собранием сочинений в это издание вошли еще более 100 художественных произведений Горького, многие из которых печатались ранее в газетах, журналах и альманахах, но никогда не входили в собрания сочинений. Тексты произведений дополнились томами их вариантов, охватывающих все известные рукописи писателя и учитывающих разночтения с печатными источниками. Все тома снабжены подробным научным комментарием – как текстологическим, так и реальным, в котором раскрывается история создания и публикаций горьковских текстов. По признанию горьковедов, без Архива А.М.Горького и его научной работы подобное издание было бы невозможно.
Необходимо отметить, что огромную работу по научному освоению и популяризации архивного наследия Горького коллектив Архива проводил совместно с учеными ИМЛИ. К настоящему моменту в научный оборот введены практически все творческие материалы и основная часть его эпистолярного наследия.
Показательна для советской эпохи история издания некоторых томов серии «Архив А.М.Горького» и 30-томного собрания сочинений писателя. После возвращения из эвакуации работа над публикацией архивных материалов возобновилась, и уже в конце 1945 и в начале 1946 гг. Архивом было сдано в печать (Гослитиздат) четыре тома «Архива А.М.Горького»: III том «М.Горький. Повести и воспоминания» (объем 22 печ. листа), IV том «М.Горький и А.Чехов (переписка, воспоминания, высказывания)» (12 печ. листов); V том «М.Горький и В.Короленко (переписка, воспоминания и высказывания)» (14 печ. листов); VI том «М.Горький и Ф.Шаляпин. Автобиография Ф.Шаляпина и переписка» (20 печ. листов).
В 1947 году Архиву удалось подготовить к печати еще два тома: VII – «М.Горький и “Знание” (письма Горького к Пятницкому)» (34 печ. листа) и VIII том – «М.Горький. Неизданные литературно-критические и публицистические статьи» (18 печ. листов). Мы не случайно приводим здесь номера томов и их названия: если сравнить с томами этой серии, видно, что не все подготовленные к печати книги вышли в свет.
Все сданные в Гослитиздат тома были одобрены к печати Комиссией ЦК ВКП(б) по Архиву А.М.Горького. По указанию Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б), данному еще в 1947 году, а по VII и VIII томам в 1948 году, Гослитиздату предписывалось срочно подготовить макеты томов для представления их секретарям ЦК ВКП(б) на утверждение. Но ни в 1947, ни в 1948 году Гослитиздат макетов не подготовил. После этого началась активная переписка директоров ИМЛИ с кураторами Комиссии по Архиву А.М.Горького в Управлении пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) в Отделе художественной литературы и искусства ЦК ВКП(б) и секретарями ЦК ВКП(б) по вопросам публикации литературного наследства Горького.
В 1948 и 1949 годах Комиссия по Архиву А.М.Горького неоднократно вносила в тома изменения, обусловленные идеологическими соображениями. Как следует из протоколов заседаний Комиссии по Архиву А.М.Горького 1950-х годов, контроль над составом и содержанием томов, а также вступительными статьями к ним, был ужесточен. Сохранилось письмо А.А.Фадеева к сотрудникам Архива, готовящим к изданию том писем Горького к К.П.Пятницкому. Оно ярко иллюстрирует идеологический подход к публикации эпистолярного наследия писателя и отражает общие принципы изданий того времени, выразителем которых стал Фадеев. Он предлагал обязательно дать более развернутое предисловие, сосредоточить основное внимание на близости Горького к большевикам, оценить и разъяснить ошибочные, или те, которые могут быть ложно поняты, высказывания Горького.
Не менее драматично сложилась судьба двух томов писем Горького к Е.П.Пешковой, особенно показательна история издания первого тома. Е.П.Пешкова начала работать над ним еще в 1944 году, а опубликован он был лишь в 1955 году. Почему же так затянулся выход в свет этого важного и очень интересного тома? Подготовку писем к печати и создание научного аппарата к ним взяла на себя Е.П.Пешкова. В 1951 году она представила на рассмотрение Комиссии по Архиву А.М.Горького первый том писем. Фадеев внес ряд исправлений в текст и вернул ей книгу для переработки. Но, вероятно, не все исправления были учтены, поскольку явно не удовлетворили его. С 1 августа 1952 года начался новый этап подготовки тома. Научные сотрудники Архива приступили к коренной переделке комментариев. Были привлечены многочисленные и разнообразные источники – книги, материалы периодической печати и Архива А.М.Горького. Проведена большая текстологическая работа, уточнены датировки. По требованию Гослитиздата изменили и сами комментарии (первоначально они давались от лица Е.П.Пешковой). К тому был составлен аннотированный указатель. 30 декабря 1952 года Ученый совет Института утвердил книгу к печати, предложив внести в примечания и указатель ряда поправок. 17 марта 1953 года том вторично отправили в редакцию Гослитиздата. Однако, в связи с болезнью редактора М.Е.Гордон, том очень долго – до начала февраля 1954 года – лежал в издательстве без какого-либо движения.
В феврале 1954 года начался заключительный этап совместной работы Архива А.М.Горького, Е.П.Пешковой и Гослитиздата над томом. Выяснилось, что многие общественные, историко-литературные и биографические факты, упомянутые в письмах, еще требуют раскрытия в примечаниях. Довольно большая дополнительная работа понадобилась также после рецензии А.И.Овчаренко, замечаний Б.В.Михайловского, Я.М.Строчкова и других ведущих горьковедов Института, которые в конце 1954 – начале 1955 года читали том и его корректуру. И только 10 марта 1955 года после неоднократных исправлений ЦК КПСС разрешил печатать том. На подготовку к печати второго тома писем Горького к Е.П.Пешковой ушло времени не меньше, чем на первый. Он был издан уже после смерти Екатерины Павловны.
Особого внимания заслуживает история издания 30-томного Собрания сочинений Горького, непосредственное участие в котором принимали сотрудники Архива. Оно планировалось Институтом мировой литературы еще в 1939 году. Для подготовки Собрания сочинений Горького была разработана, обсуждена со специалистами и утверждена дирекцией Института схема-план Собрания сочинений писателя. Намечалось издание тридцати пяти томов. Предполагалось опубликовать все художественные произведения Горького с вариантами (25 томов), избранные литературно-критические работы (4 тома) и публицистические статьи (6 томов). К 1941 году группой по изучению жизни и творчества писателя были вчерне подготовлены 3, 4, 5 и 30 тома собрания сочинений. Работу прервала война, и к ней удалось вернуться только в 1946 году. А в 1948 году был подготовлен новый проект издания Собрания сочинений Горького в 30-ти томах.
Как следует из переписки Института мировой литературы с Комиссией ЦК ВКП(б) по Архиву А.М.Горького и непосредственно с ЦК ВКП(б), основные проблемы с изданием возникали по тем же вопросам, что и при издании серии томов «Архива А.М.Горького»: решали чтό публиковать и какие купюры необходимы. Примечательно, что все произведения и письма, предполагаемые к публикации, все сделанные к ним купюры рассматривались сначала на заседаниях Комиссии ЦК ВКП(б) по Архиву А.М.Горького, которая в свою очередь предлагала редакции собрания сочинений обращаться за утверждением в директивные органы, что неукоснительно выполнялось.
После выхода в свет последнего 30 тома, в 1956 году в «Литературной газете» появились рецензии В.Турбина «О юбилейщине»[35] и И.С.Зильберштейна под заглавием «Недостатки большого труда»[36], в которых, наряду с положительной оценкой выхода в свет нового собрания сочинений Горького, подробно разбирались и недостатки. По этому поводу директор Института мировой литературы И.И.Анисимов был вынужден обратиться с оправдательным письмом в ЦК КПСС.
Приводимые в диссертации материалы переписки ИМЛИ с ЦК КПСС, проясняют многие аспекты археографической подготовки собрания сочинений Горького: избранный тип издания, причины сделанных в тексте купюр, выбор типа примечаний, а также раскрывают историю его создания. Так, купюры дают представление о характере идеологических требований, которым они отвечали. Все купюры относятся в основном к последним пяти томам, в которых публиковались литературно-критические и публицистические статьи и к трем томам писем писателя. В материалах Комиссии ЦК ВКП(б) по Архиву А.М.Горького и в архиве ИМЛИ сохранилась огромная переписка с ЦК, содержащая предложения, в каких статьях и письмах Горького предполагается сделать купюры и почему. Необходимо отметить, что с наступлением «оттепели», после реабилитаций многих лиц, имена «вернулись» в публикуемые тексты, уменьшилось и количество купюр, а те, которые приходилось делать, обозначались специальным знаком. Кроме того, редколлегия в период издания собрания сочинений отслеживала наиболее интересные новые архивные поступления и тут же отбирала документы для публикации.
В последнее время в научный оборот вошел огромный массив ранее неизвестных произведений, имен, событий, фактов и документов, системное издание и изучение которых позволило значительно обогатить существующие представления о Горьком-художнике и Горьком-человеке.
Полное собрание сочинений М.Горького, начатое в 1966 году изданием серии художественных произведений, продолжилось в 1995 году изданием эпистолярной серии (с 1995 по 2007 год вышло 13 томов). Оно отразило изменение политической ситуации в стране, взглядов на Горького и подходов к изучению его творчества. В каждом томе около трети писем публикуются впервые и без купюр. Среди них письма к людям, упоминания которых раньше изымались из текстов: Л.Троцкому, В.Базарову, Л.Каменеву, З.Гиппиус. Публикуемые в эпистолярной серии письма дают возможность по-новому взглянуть на личность писателя и его биографию. В них раскрывается подлинное отношение Горького к марксизму, к русской революции, его роль в организации и деятельности Каприйской партийной школы, отношение к происходящим литературным процессам, освещается его творческая, издательская, общественная и культурная деятельность.
Заключение содержит общие выводы диссертации. Современная эпоха настоятельно требует углубленного изучения творчества Горького, уточнения и переосмысления многих фактов его жизни. Перед исследователями, в частности перед сотрудниками Архива А.М.Горького, стоят задачи создания научной биографии писателя, подготовки нового «Описания рукописей», продолжения серии научных трудов – томов «Архива А.М.Горького», в которых систематизируются и комментируются все накопленные биографические сведения, прослеживается линия жизни писателя – год за годом, в неразрывной связи с творчеством и поступательным ходом истории.
Таким образом, представляется актуальным изучение всех коллекций Архива А.М.Горького не только как разрозненных исторических источников, но и их комплексное исследование. Подобный подход помогает раскрыть особенности внутренней систематизации, выработанной писателем, структурные и информационные взаимосвязи документов. Комплексное изучение Архива дает возможность извлечь скрытую, потенциальную информацию даже из уже хорошо известных науке источников. Привлечение неопубликованных материалов является необходимым условием исследований, посвященных литературоведению, источниковедению и археографии.
Рассмотрение процессов комплектования Архива А.М.Горького и истории создания научно-справочного аппарата, состава и содержания его фондов и научной публикации документов позволяет сделать следующие выводы:
1) Горький, без сомнения, понимал значимость своей личности и окружения, о чем свидетельствует бережное отношение писателя к архиву. В нем полностью отражены его жизненный и творческий путь, общественные интересы. Документальная полнота архива и прекрасная сохранность материалов имеют большое значение для истории литературы и культуры.
2) Изучение истории архива писателя позволило выявить главные принципы комплектования, к которым можно отнести следующие: а) выделение из окружения писателя лиц, наиболее ему близких, изучение состава их фондов; б) исследование фондов организаций и учреждений, с которыми сотрудничал Горький, в) использование воспоминаний современников. Это дает возможность максимально объединить в одном архиве все материалы о жизни и деятельности писателя.
3) В процессе анализа материала показано, что важной частью исследования, учитывающего как источниковедческие, так и литературоведческие аспекты, является привлечение неопубликованных материалов, что и осуществляется в диссертации.
4) Приводимые в исследовании документы по истории Архива обладают значительной информационной насыщенностью и представляют несомненный интерес для изучения истории русской и советской литературы. Очевидно, что Архиву А.М.Горького придавалось огромное значение как политическому и идеологическому центру. Это отразилось на его функционировании как учреждения и правилах доступа к материалам: ЦК КПСС строжайшим образом контролировал всю деятельность Архива.
5) Актуальным представляется изучение процесса разработки в Архиве А.М.Горького методов и принципов научного описания – как еще одного направления в диссертации. В ходе исследования истории организации Архива А.М.Горького стало очевидным, что существование рядом с литературным Архивом ведущей литературоведческой школы страны и ученых-горьковедов ИМЛИ помогало осмыслить и углубить научное описание фонда писателя, его художественного и эпистолярного наследия, биографических материалов, создавало кадровую базу для улучшения научно-издательской деятельности Архива, что в конечном итоге способствовало более полному и глубокому изучению жизни и творчества писателя в историческом и литературном контексте эпохи. За время существования Архива его сотрудниками и сотрудниками Отдела изучения и издания творчества М.Горького была проведена огромная работа по изданию архивного наследия писателя. К настоящему моменту в научный оборот введены практически все творческие материалы и основная часть его эпистолярного наследия.
6) Обобщение опыта работы Архива А.М.Горького и Отдела изучения и издания творчества М.Горького дало возможность определить дальнейшие перспективы и задачи публикации документов Архива. Выявленные тенденции в методике отбора и передачи текста документов, в составе и содержании научно-справочного аппарата к изданиям, позволили подойти к решению тех вопросов, которые будут способствовать дальнейшему совершенствованию научных основ публикации и развитию горьковедения в целом.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. Дневниковые записи М.Ф.Андреевой. Декабрь 1921 – январь 1922 гг. (Вступительная статья. Подготовка текста и комментариев) // Знамя. – 1994. – № 6. – С. 132-148 (2,5 п.л.)
2. Архив А.М.Горького. История создания и организации на современном этапе / Горьковские чтения. 1995 г. Материалы международной конференции «Максим Горький сегодня. Проблемы эстетики, философии, культуры». – Нижний Новгород, 1996. (0,3 п.л.)
3. М.Горький и Ф.И.Шаляпин. История одного иска / Горьковские чтения. 1998 г. Материалы международной конференции «Максим Горький. На пороге XXI столетия». – Т. 2. – Нижний Новгород, 2000. (0,4 п.л.)
4. Письма М.И.Будберг к А.М.Горькому (1929–1931). Подготовка текстов и комментариев // «Архив А.М.Горького». Т. XVI: А.М.Горький и М.И.Будберг. Переписка. (1920–1936). – М.: Наследие, 2001. (11 п.л.)
5. Максим Горький и Бертольд Брехт (к истории инсценировки повести М.Горького “Мать”) // Горьковские чтения. 2002 г.: Материалы международной конференции «Максим Горький и литературные искания XX столетия». – Нижний Новгород. 2004. – С. 484-489 (0,4 п.л.).
6. «Завидую тому, кто будет рыться в моем архиве…» // Вестник архивиста. – 2004. – № 6; 2005. – № 1. (2 п.л.)
7. Прополянис Г.Э. Архив А.М.Горького (к 70-летию со дня основания). – М.: Наука, 2007. (9 п.л.).
8. Прополянис Г.Э. Архив А.М.Горького – между прошлым и настоящим (к 70-летию со дня образования Архива А.М.Горького) // Русская словесность. – 2007. – № 7. – С. 45-49 (0,4 п.л.).
Подписано в печать 28.09.2007. Формат 60x84/16
Усл. печ. л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ № 145.
Отпечатано в ООО «Группа «Первопечатник»
127051. г. Москва. Малая Сухаревская пл., д. 6, стр. 1
[1] Прохоров Е.И Текстология художественных произведений М.Горького. – М.: Наука, 1983. – С. 271.
[2] Белова Т.Д. М.Горький. Концепция культуры. Художественное и публицистическое воплощение. – Саратов, 1999; Зайцева Г.С. М.Горький и крестьянские писатели. – М., 1989; Примочкина Н.Н. Писатель и власть. М.Горький и литературное движение 20-х годов. – М., 1996; Спиридонова Л.А. М.Горький: диалог с историей. – М., 1994; Сухих С.И. Заблуждение и прозрение Максима Горького. – Нижний Новгород, 1992; Резников Л.Я. Максим Горький знакомый и незнакомый. – Петрозаводск, 1996.
[3] Спиридонова Л.А. М.Горький: новый взгляд. – М.: ИМЛИ РАН, 2004.
[4] Архив АГ. Кор. 1. Папка. 2.
[5] Архив АГ. Кор. 1. Папка. 2.
[6] Описание рукописей М.Горького. – Т. 1.: Художественные произведения, литературно-критические и публицистические статьи / Под. Ред. И.П.Ладыжникова и Е.Ф.Розмирович. – М.; Л.: Изд. АН СССР, 1948.
[7] М.Горький. Материалы и исследования. – М., 1989-2007.
[8] Вокруг смерти Горького (Документы, факты, версии). – М.: Наследие, 2001.
[9] М.Горький и его корреспонденты. – М.: ИМЛИ РАН, 2005.
[10] Арх.Г. – Т. XI. – С.187.
[11] АГ. «Зн.»-док. 27-8-1.
[12] Арх.Г. – Т. I. – М.: ГИХЛ, 1939.
[13] Арх.Г. – Т. VI. – М.: ГИХЛ, 1957.
[14] Там же. – Т. II. – М.: ГИХЛ, 1950.
[15] Там же. – Т. III. – М.:ГИХЛ, 1951.
[16] Там же. – Т. XII. – М.: Наука, 1969.
[17] Арх.Г. – Т. VIII. – М.: Изд. АН СССР, 1960.
[18] Там же. – Т. XV. – М.: Наследие, 1996.
[19] Там же. – Т. V. – М.: ГИХЛ, 1955; Т. IX. – М.: ГИХЛ, 1966.
[20] Там же. – Т. XIII. – М.: Наука, 1971.
[21] Там же. – Т. XVI. – М.: Наследие, 2002.
[22] Русская литература. – 1967. – № 3. – С. 220–225.
[23] Русская литература. – 1967. – № 3. – С. 223-225.
[24] М.Горький и А.Чехов. Переписка. Статьи. Высказывания / Сборник материалов. – М.: ГИХЛ, 1951; А.М.Горький и В.Г.Короленко. Переписка. Статьи. Высказывания / Сборник материалов. – М.: ГИХЛ, 1957.
[25] В.И.Ленин и А.М.Горький. Письма. Воспоминания. Документы. – Изд. 3, допол. – М.: Наука, 1969.
[26] Переписка А.М.Горького с И.А.Буниным // Горьковские чтения. 1958-1959. – М.: Изд-во АН СССР, 1961.
[27] Переписка А.М.Горького с Ф.И.Шаляпиным // Горьковские чтения. 1949-1952. – М.: Изд-во АН СССР, 1954.
[28] А.М.Горький. Письма к А.Н.Тихонову // Горьковские чтения. 1953-1957. – М.: Изд-во АН СССР, 1959.
[29] Письма А.М.Горького к М.Хилквиту // Горьковские чтения. 1959-1960. – М.: Изд-во АН СССР, 1962.
[30] ЛН. – Т. 70. – М.: Изд-во АН СССР, 1963; Т. 72. – М.: Наука, 1965; Т. 95. – М.: Наука, 1988.
[31] Летопись жизни и творчества А.М.Горького. – Вып. 1-4. – М.: Изд-во АН СССР, 1958-1960.
[32] Г-30. – М.: Гослитиздат, 1949-1956.
[33] Горький М. Полн. собр. соч. Художественные произведения: в 25 т. Варианты: в 10 т. – М.: Наука, 1966-1982.
[34] Горький М. Полн. собр. соч. Письма: в 24 т. – Т. 1-13. – М.: Наука, 1997-2007.
[35] Литературная газета. – 1956. – 19 мая. – № 59.
[36] Там же. – 1956. – 16 июня. – № 71.