К 150-летию М. Горького в журнале ИМЛИ РАН «Studia litterarum» опубликована статья зав. Музеем А.М. Горького С.М. Демкиной «Пьеса М. Горького "На дне" на немецкой сцене (по материалам Музея А.М. Горького ИМЛИ РАН)».
В статье, посвященной сценической истории пьесы М. Горького «На дне» в Германии, автор рассматривает опыт обращения немецких театров к творчеству Горького на фоне социально-художественной проблематики ХХ столетия. Устойчивый интерес к горьковской драматургии в Германии объясняется острой общественной значимостью и универсальностью поднятых писателем вопросов. На документальном материале фондов Музея А.М. Горького РАН исследуются интерпретации европейскими режиссерами-реформаторами актуальной своей общечеловеческой составляющей и авторской гуманистической философией культовой драмы Горького. Значительный массив раздела «Горький и немецкий театр» хранения Музея М. Горького ИМЛИ РАН связан с драмой «На дне». С первой немецкой постановкой «Ночлежки» знакомят две серии фотографий. СпектакльМакса Рейнгардта и Рихарда Валлентина, представивших в берлинском Малом театре (Kleines Theater) 10–23 января 1903 г. «Nachtasyl», имел оглушительный успех и хорошие сборы. После этой премьеры внимание к личности Горького продолжало усиливаться, в Европе он стал самым популярным русским писателем. В фашистскийпериод имя Горького оказалось под запретом. После окончания Второй мировойвойны, поделившей Германию на две части, Горький снова появился на немецкойсцене. В конце 60-х, в связи со столетием Горького (1968), волна постановок его пьес отмечалась по всему миру. Своеобразный ренессанс Горького-драматурганаблюдался в 70-е. Пьеса «На дне» ставилась в Европе, США, Англии. И режиссерами, и критиками драматургия Горького воспринималась в контексте произведений его современников — Шоу, Ибсена, Гауптмана, Толстого, Чехова.