ИМЛИ РАН совместно с Библиотекой им. Ф.М. Достоевского провел
Круглый стол серии «ФРАГМЕНТАРНОСТЬ (СО)ЗНАНИЯ»
«Фрагмент и целое»
Фрагментарное мышление ХХ в. часто рассматривается как специфическая черта постмодернистского сознания: отсутствие целостности видения мира, раздробленность смысла, представления о постоянно мигрирующей, вплоть до полного исчезновения, точке отсчета всевозможных конвенций и смыслов. Все это накладывается на постоянное ощущение, что именно смыслов и значений в культуре накоплено гораздо больше, чем может быть востребовано. Современная культура поддерживает интерес к разного рода фрагментарным формам вне зависимости от их исторической принадлежности и статуса. Любой найденный фрагмент, удачно или нет, может быть помещен в коллаж и объявлен новой вещью.
Выступающие приглашают к размышлению об условиях возникновения фрагментарных форм в культуре, о границах представлений о фрагменте и целостности в разные эпохи, о том, возможен ли универсальный взгляд на фрагментарность (со)знания.
Выступления:
«Контаминация мотивов в иудео-христианской матрице»
Ковельман Аркадий Бенционович, д.ист.н., профессор, зав. кафедрой иудаики ИСАА МГУ
(В мифопоэтическом сознании господствует семантическое единство, которое разделяется и структурируется метонимиями, метафорами, дуальными оппозициями. Вознесение, всесожжение, брачный полог, покров, трон, рай, гора – все эти элементы вступают друг с другом в самые неожиданные комбинации, образуя новые и повторяя старые сюжеты. Сюжеты эти напоминают танец Заратустры, вечное возвращение к тому же самому. Телеология христианства и иудаизма не мешает бесконечной повторяемости циркулярного танца, особенно в эпохи, когда «Смерть Бога» подавляет другие мотивы);
«Фрагментарность и целостность в арабской культуре»
Смирнов Андрей Вадимович, д.филос.н., академик РАН, директор ИФ РАН, зав. сектором философии исламского мира
(Предлагается размышление о характере и степени проявленности фрагментарного/целостного в арабском языке и философии, в том числе и в связи с известной теорией атомарности исламского/арабского мышления, предложенной Луи Массиньоном, где атомарность противостоит европейской целостности);
«О “фигурах мысли” в романтическом фрагменте»
Махов Александр Евгеньевич, д.филол.н., профессор ИФИ РГГУ, в.н.с. ИМЛИ РАН, в.н.с. ИНИОН РАН
(Фрагмент – это стадия поиска мысли, не нашедшей готовой формы. В нем отображается процесс поиска, его «стенограмма». В этом смысле он противостоит риторической культуре готового слова. Однако в чем действительно проявляется это противостояние риторике?)
Модератор: Смирнова Наталья Николаевна, к.филол.н., с.н.с. ИМЛИ РАН.
Круглый стол проводился в рамках проекта ИМЛИ РАН «Афоризм и фрагмент в литературе и искусстве. Жанры и исторические типы фрагментарного мышления» (рук. Н.Н. Смирнова).
ВИДЕО