Финансовая поддержка Российского научного фонда (проект № 18-18-00129)
«Феноменология русской усадьбы в трудах Общества изучения русской усадьбы: искусствоведческий подход» (ИМЛИ РАН, 16 мая 2019 г.)
16 мая 2019 г. в Каминном зале ИМЛИ РАН состоялся семинар «Феноменология русской усадьбы в трудах Общества изучения русской усадьбы: искусствоведческий подход» – второе заседание постоянного междисциплинарного научного семинара «Русская усадьба в диалоге наук», организованного в рамках проекта Российского научного фонда № 18-18-00129 «Русская усадьба в литературе и культуре: отечественный и зарубежный взгляд» (рук. О.А. Богданова).
Организаторами семинара выступили Отдел русской литературы конца XIX – начала ХХ в., Отдел русской классической литературы, Отдел новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья, Отдел классических литератур Запада и сравнительного литературоведения, Совет молодых ученых ИМЛИ РАН.
В мероприятии, помимо членов научного коллектива проекта, сотрудников ИМЛИ РАН и друзей проекта, приняли участие члены Общества изучения русской усадьбы: зам. Председателя Правления ОИРУ, д. иск. Мария Владимировна Нащокина; члены Правления ОИРУ писатель, к.ф.н. Владимир Иванович Новиков и главный хранитель Объединения литературно-мемориальных музеев Пензенской области, канд. культурологии Лариса Викторовна Рассказова, а также Л.В. Ларина, Н.Н. Степанов, искусствоведы и журналисты.
На семинаре были затронуты проблемы тезауруса усадьбоведческих исследований и искусствоведческих методов, применяемых в усадьбоведении. В рамках семинара состоялась презентация новой книги: Нащокина М.В. Время стиля. К истории русской архитектуры конца XIX–начала XX века. СПб.: Издательский дом «Коло», 2018.
Во вступительном слове руководитель проекта д.ф.н., в.н.с. ИМЛИ РАН О.А. Богданова поздравила присутствовавших с продолжением работы постоянно действующего междисциплинарного научного семинара «Русская усадьба в диалоге наук», указав на то, что феномен помещичьей усадьбы в настоящее время изучается чуть ли не десятком различных наук и областей знания: искусствоведением, музыковедением, географией, историей, социологией, экономикой, философией, культурологией, археологией, этнографией, краеведением и, наконец, литературоведением.
Одна из целей нашего междисциплинарного проекта, отметила О.А. Богданова, – оставаясь на почве литературоведения, рассмотреть подходы других наук и по возможности использовать их наработки в наших «усадебных» штудиях; другими словами, адаптировать методологию и категориальный аппарат других наук к литературоведческим исследованиям, тем самым обогащая и углубляя их новыми аспектами и ракурсами.
В прошлый раз, в марте 2019 г., мы встречались с представителями молодой науки литературная география (ответвление гуманитарной географии), которая предлагает в качестве своего аналитического инструментария такие термины, как литературное место, литературный ландшафт, литературно-географическое пространство и др. Это заставило нас, литературоведов, задуматься о соотношении новых для нас терминов с привычными, например хронотопом (тоже когда-то взятым М.М. Бахтиным из другой научной дисциплины – психологии).
Нет сомнений, что важнейшей, возможно даже ведущей областью комплексного усадьбоведения в течение многих десятилетий является искусствоведение. Ему принадлежит приоритет в само́м деле изучения усадеб в начале XX в. Именно искусствоведческие исследования заполняют большинство страниц сборников ОИРУ. Какова же специфическая методология и терминология этих исследований? Для нас это вопрос первостепенного значения.
Ведь одной из главных задач нашего проекте является создание на почве литературоведения по возможности непротиворечивой междисциплинарной системы категорий и терминов для всестороннего исследования «усадебного топоса» в русской и мировой литературе и культуре XVIII – начала XXI в.
Искусствове́дение (или искусствознание) – это целый комплекс научных дисциплин, изучающих искусство (преимущественно изобразительное, декоративно-прикладное и архитектуру). Оно включает в себя всеобщую историю искусств, источниковедение и историографию, иконографию, атрибуцию артефактов, археологию искусства, его морфологию, а также философию, социологию и психологию искусства, иконологию, теорию композиции и формообразования в различных видах искусства, музеологию и мн. др. Всего не перечислить. Конечно, в искусствоведческом усадьбоведении в первую очередь востребованы знания по всеобщей истории искусств, философии, социологии и психологии искусства, музеологии.
В связи с этим для нас особенно важны интермедиальные комплексные исследования русских усадеб как среды одновременного возникновения литературных текстов и художественных полотен, например усадьба Мордвиновых Чернянка, которую в определенном смысле можно назвать колыбелью русского футуризма. В нашем проекте вопросам интермедиальности был посвящен отдельный семинар, прошедший в феврале 2019 г., на нем выступали участники и друзья проекта.
В течение 2019 г. в рамках нашего междисциплинарного семинара должны пройти беседы с представителями трех наук из тех, что занимаются феноменом помещичьей усадьбы: гуманитарной географии, искусствоведения и социологии. Героем сегодняшней встречи станет замечательный искусствовед, историк архитектуры, которого нам представит исполнитель проекта «Русская усадьба в литературе и культуре: отечественный и зарубежный взгляд», молодой ученый Анна Сергеевна Акимова.
В докладе «Искусствоведение как методологический ресурс усадьбоведения» исполнитель проекта к.ф.н., с.н.с. ИМЛИ РАН А.С. Акимова рассмотрела формирование усадьбоведения как отдельного направления в исторической науке, сформированного благодаря научно-разыскательской деятельности членов ОИРУ и их публикациям, в которых рассматриваются архитектурно-планировочные, стилистические и композиционные черты усадеб, индивидуальные особенности и типичные черты, характерные для усадеб отдельного региона. Труды членов ОИРУ и авторов сборников по материалам конференций, которые ОИРУ проводит ежегодно, основаны на богатейшем архивном материале, мемуарах, эпистолярии; в качестве источников изучения истории усадеб и усадебной культуры привлекаются музейные собрания. Другой источник сведений – произведения художественной литературы, которые являются ценным материалом для искусствоведов, этнографов, историков архитектуры. Они подходят к ним как к документальным свидетельствам, на основании которых можно сделать вывод о назначении построек, их авторстве и воссоздать многомерный облик не только конкретной усадьбы, но и всей усадебной жизни какого-либо региона. Труды ОИРУ имеют не только теоретическое, но и практическое значение – для реставрации усадебного наследия и музеефикации усадеб.
Усадьбоведение давно использует методы искусствоведения, как иконографические, так и иконологические (в понимании Эрвин Панофски). В изучении усадьбы, как в интерпретации произведений искусства, выделяются три уровня: 1). описательный, или эмпирический (выделение мотивов и сюжетов), 2). иконографический (сюжет в контексте культуры), 3). иконологический анализ (уровень философского обобщения), – что позволяет, используя документальные источники, создать целостную картину функционирования усадебного комплекса.
Терминология усадьбоведения пополняется не только за счет искусствоведческих и культурологических исследований, но и других наук (гуманитарной географии, археологии). Так, например, в докладе Ирины Германовны Ивановой «Культурное пространство русской литературной усадьбы», прозвучавшего на конференции ОИРУ «Стиль и вкус в русской усадьбе» (Москва, 30–31 октября 2018 г.), усадьба – место жизни и профессионального творчества – рассматривалась как «культурно-ландшафтный комплекс» и «культурное пространство» (по модели Михайловское–Тригорское–Петровское–Воскресенское). Для обозначения специфики усадеб применяются и другие понятия: «памятник усадебной культуры», «историко-художественный комплекс», «историко-культурный объект», «ландшафтно-археологический ансамбль/комплекс» (о пришвинском Дунино), «дворцово-парковый ансамбль».
Другой аспект изучения усадьбы – как части культурного ландшафта России – подразумевает использование терминологии, связанной с садово-парковым искусством: «сад, построенный по принципу ботанического сада», «парк» и «усадебный дендрарий», «пейзажный парк» и др.
Термины «ландшафтная архитектура», «садовая и парковая археология», а также методы археологии, применяемые к изучению истории садово-паркового искусства и истории материальной культуры, важные при воссоздании национального облика страны[1], имеют и практическое значение – при научной реставрации парков.
Усадьбоведение занимается изучением не только облика и истории усадьбы, но ставит своей целью воссоздать модель усадебной жизни и ее составляющие, опираясь на «усадебные собрания» (библиотеки, частные коллекции, портретные галереи).
Как уже было сказано раньше, усадьбоведение сложилось как особое направление благодаря деятельности Общества изучения русской усадьбы, которое было создано еще в 1922 г. Владимиром Васильевичем Згурой. У истоков возрожденного в 1992 г. ОИРУ стояла Мария Владимировна Нащокина, заместитель Председателя Правления ОИРУ, известный историк архитектуры, автор замечательных монографий «Московский модерн» (М.: Жираф, 2003), «Русские сады. Вторая половина XIX–начало XX века» (М.: Арт-Родник, 2007), «Русская усадьба Серебряного века» (М.: Улей, 2007) и др.
Академик Российской академии архитектуры и строительных наук, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник и заведующая отделом архитектуры Нового времени Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ), заслуженный архитектор Российской Федерации М.В. Нащокина представила участникам семинара доклад «Феноменология русской усадьбы в трудах Общества изучения русской усадьбы». В начале своего сообщения докладчица отметила, что в использовании терминов разных наук в усадьбоведческих исследованиях нет противоречия, так как изучением усадьбы в последнее время занимаются смежные науки. Термины эволюционируют: так, в Министерстве культуры РФ раньше использовалось понятие «памятники архитектуры», а сейчас – «объекты культурного наследия России». Термины позволяют точнее выразить мысль; терминологические проблемы в настоящее время существуют при наименовании дачи, виллы, границы которых не всегда улавливаются.
Усадьба – русский национальный феномен со своими национальными чертами; она может быть понята как мельчайшая градостроительная единица; при этом может быть и крестьянская усадьба. Усадьба – российский феномен. Жизнь и воспитание в усадьбе давали чувство родины.
Не только на развитие русской художественной культуры, но и на формирование усадебного наследия глубочайшее воздействие оказали разнообразные влияния и заимствования, прежде всего западноевропейские. Однако всеотзывчивость русской культуры не означала «всеядности»: выбор заимствований не был случайным, он был предопределен внутренними потребностями принимающей культуры. Предметы для подражания, заимствования, влияния выбирались по принципу дополнительности, руководствуясь внутренними потребностями и национальным пониманием красоты. Дальнейшее сохранение культурного своеобразия усадебного наследия в современных условиях возможно при условии осмысления его особенностей.
Далее последовал подробный рассказ М.В. Нащокиной о втором, новом ОИРУ, которому недавно исполнилось 25 лет. ОИРУ было воссоздано 22 апреля 1992 г., оно ориентировалось на деятельность прежнего ОИРУ (1922-1930 гг.), которое выпускало сборники и организовывало экспедиции в открытые после революции для посетителей помещичьи усадьбы. Работа современного ОИРУ осуществляется под руководством Правления, Председателем Правления с 2000 г. является д.геогр.н. Ю.А. Веденин. С 1992 г. ОИРУ проводит ежегодные конференции, по материалам которых выпускает сборники «Русская усадьба» (издается с 1994 г.). Сборники ОИРУ состоят из нескольких тематических разделов, в которых представлены наиболее актуальные исследования в усадьбоведении: история усадеб и их владельцев, воспоминания и материалы, характеризующие современное состояние усадебного наследия.
С 1993 г. проводятся регулярные экспедиции в усадьбы, во время которых случаются открытия и находки. Благодаря таким поездкам архитектура провинции перестает быть безымянной, например удалось атрибутировать ряд работ архитектора Доменико Жилярди в российской глубинке.
Каждый месяц проводятся заседания ОИРУ, на которых обсуждаются доклады по усадебной тематике, представляются обзоры новых изданий. Расширяется тематика усадебных исследований, среди недавно возникших – тема владельцев как авторов усадебных комплексов; тема усадебных библиотек; тема стилистического разнообразия усадеб; тема послереволюционных музеев усадебного быта; исследователи занимаются изучением биографий людей, которые жили в усадьбах; появляются труды, посвященные хозяйственным комплексам, усадебным коллекциями и их следам, художникам и архитекторам.
Общество любителей русской усадьбы есть в США, ОИРУ налаживает с ним контакты.
На семинаре также выступила канд. культурологии, главный хранитель Объединения литературно-мемориальных музеев Пензенской области Л.В. Рассказова с сообщением об истории изучения усадеб Пензенской области.
В завершение семинара была представлена новая книга М.В. Нащокиной «Время стиля. К истории русской архитектуры конца XIX-начала XX века» (СПб.: Издательский дом «Коло», 2018), в которую вошли статьи разных лет, посвященные вопросам теории и истории архитектуры; состоялось обсуждение перспектив сотрудничества литературоведов (ИМЛИ РАН) и искусствоведов (ОИРУ).
Наибольшее количество вопросов, реплик и комментариев были обращены к главному докладчику – М.В. Нащокиной. В прениях выступили: руководитель проекта О.А. Богдановна (ИМЛИ РАН), основные исполнители проекта Е.Е. Дмитриева (ИМЛИ РАН) и М.В. Скороходов (ИМЛИ РАН), участники и гости семинара (Л.В. Рассказова, К.Н. Степанов, Л.В. Ларина).
Отчет подготовила А.С. Акимова
ФОТО