logo small white

ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ им. А.М. ГОРЬКОГО РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

Р.В. Дуганов - известный хлебниковед и маяковед, работал в группе Маковского в ИМЛИ РАН в 1990-е гг (биографическая справка). Старший научный сотрудник Отдела Новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья ИМЛИ РАН Е.Р.Арензон вспоминает своего коллегу. 

К восьмидесятилетию Рудольфа Валентиновича Дуганова

(12 ноября 1940 - 12 марта 1998)

 

          Мне трудно представить такой юбилей Рудика Дуганова. Он всегда был обаятельный, всегда со вкусом одетый молодой человек, остроумный и безукоризненно вежливый в отношениях с самыми разными людьми. Я не помню его раздраженным, он всегда был здоров душевно и физически. Тем более неожиданным для меня стало сообщение о случившемся с ним в Японии обширном инфаркте. Он работал два семестра в местной школе славистики вместе со своей женой, Натальей Сергеевной, профессиональным японистом. Через три дня после возвращения в Москву Рудик ушел из жизни в клинике Бакулева…

          Я считаю главным делом моей жизни работу с ним над шеститомником Велимира Хлебникова. В 1992 г. мы заключили договор с издательством «Художественная литература», представив первый том Собрания сочинений. По независящим от нас обстоятельствам проект не был реализован. Только спустя два года после смерти Р.В. Дуганова Собрание сочинений «будетлянина» стало печататься в ИМЛИ (в семи книгах).

          По возрасту я был старше Рудольфа: он поступил в МГУ после школы, я - после срочной армейской службы. Возможно, в понимании разных жизненных явлений перевес был на моей стороне. Однако по конкретным специальным знаниям, по четкости литературно-художественных ориентиров, по всей общности проблем, составляющих предмет размышлений сознательного филолога (эстетическая функция языка поэзии-прежде всего) Дуганов сразу показался мне уже сложившейся личностью, твердо знающей, чем надо заниматься и на что не стоит тратить свою энергию. Его биография - это самостояние человека независимых взглядов в условиях доставшегося нам судьбой исторического времени, со всей системой идеологических и научных ограничений, со всем, одновременно удобным и тягостным, конформизмом. По известной поэтической формуле: «Времена не выбирают. В них живут и умирают».

          Все годы учебы в университете мы посещали спецсеминар по творчеству Владимира Маяковского, который вел доцент В.Д. Дувакин. При его содействии мы еще студентами работали в мемориальном музее-библиотеке в Гендриковом переулке. Рудик продолжал там работать долгое время и после защиты диплома. Я много лет жил и работал в Челябинске. Мы постоянно переписывались, встречались в Москве, обмениваясь своими планами и «открытиями». Гендриковский музей («под сенью Маяковского») сыграл большую роль в биографии Р.В. Дуганова. Он познакомился там со многими современными поэтами и художниками. Творчески общался с «последним футуристом» А.Е. Крученых, былым лидером ОПОЯЗа В.Б. Шкловским, собирателем и толкователем русского художественного авангарда Н.И. Харджиевым. Рудольф не был их «учеником» в узком смысле этого слова, упорно отстаивал свою точку зрения на те или иные вопросы. Он был внимателен и к опыту таких, казалось бы, несовместимых филологов,  как В.П. Григорьев и В.В. Кожинов.

Р.В. Дуганов - один из немногих современных литературоведов, включавших в свой аналитический инструментарий идеи и выводы философского характера (например, А.Ф. Лосева, В.В. Розанова, П.А. Флоренского).

Считаю возможным выделить из немалого списка его научных публикаций три: а) Замысел “Бани” (о драматургии Маяковского) // журнал «Театр», 1979,  №10;  б) Велимир Хлебников. Природа творчества. М.: Советский писатель, 1990;     в) Гоголь-Достоевский-Блок в перспективе “русского мифа” // Российский литературоведческий журнал. М., 1994, №5-6.

Несмотря на солидную разницу в возрасте тесные дружеские отношения были у Рудика с прекрасным художником Маем Петровичем Митуричем (племянником Велимира), по настоянию которого памятный камень с гравировкой «Рудольф Дуганов» лежит в пределах семейного захоронения Хлебниковых-Митуричей на Новодевичьем кладбище, под легендарной «Каменной бабой».

                                           Евгений Арензон

                                                                          30.10.2020.