2 марта 2024 г. состоялся научный семинар в рамках исследовательского проекта «Россия / СССР и Запад: встречный взгляд. Литература в контексте культуры и политики ХХ в.» ИМЛИ РАН, поддержанного грантом Российского научного фонда № 23-18-00393, https://rscf.ru/project/23-18-00393/ (рук. О.Ю. Панова).
С докладом на тему «Итало Кальвино и СССР» выступила А.В. Голубцова.
Доклад был посвящен одному из крупнейших итальянских писателей ХХ века, участнику антифашистского Сопротивления, который в течение 1950-х гг. перешел от юношеского увлечения коммунистической идеологией к резко критическому восприятию советской России. Основными вехами на этом пути стали его визит в Советский Союз в 1951 г. и события 1956 г. (речь Хрущева на ХХ съезде КПСС и подавление Венгерского восстания), когда Кальвино, как многие западные левые интеллектуалы, вышел из Итальянской компартии, разочаровавшись и в руководстве ИКП, и в советской политической системе. В докладе был подробно проанализирован ряд документов, иллюстрирующих отношение Кальвино к СССР и коммунистической идеологии в разные периоды его жизни: апологетический травелог «Дневник путешествия в СССР» (Taccuino di un viaggio in U.R.S.S., 1952), публиковавшийся в виде цикла очерков в газете «Унита» в период февраля-марта 1952 г.; текст выступления на торжественном литературном вечере «Писатели мира в борьбе за мир», состоявшемся 9 ноября 1951 г. в Колонном зале Дома союзов; открытое письмо Кальвино о выходе из ИКП, опубликованное в «Унита» 7 августа 1957 г.; статья «Я тоже был сталинистом?» (Sono stato stalinista anch'io?, «Репубблика», 16-17 декабря 1979 г.) и интервью «В тот день танки убили наши надежды» (Quel giorno i carri uccisero le nostre speranze, «Репубблика» 13 декабря 1980 г.), описывающие политическую ситуацию в ИКП и психологическое состояние итальянских левых интеллектуалов в связи с событиями 1956 г.
В докладе также рассматривалась общественно-политическая деятельность Кальвино, в том числе его участие в международных кампаниях в поддержку советских литераторов, подвергавшихся преследованиям и репрессиям (Б. Пастернака, В. Некрасова, И. Эренбурга, А. Синявского и Ю. Даниэля). Особое внимание было уделено советской рецепции Кальвино, который, несмотря на свою идеологическую эволюцию, внутри СССР — в советской критике и книгоиздании — неизменно воспринимался как «прогрессивный» автор, убежденный коммунист и антифашист. Его произведения продолжали переводиться и печататься, а в некрологе, опубликованном в «Литературной газете» через две недели после смерти Кальвино (2 октября 1985 г.), он характеризовался как «писатель, самоотверженно отстаивавший в своем творчестве высокие гуманистические ценности», автор книг, которые «навсегда останутся ярким примером беззаветного служения литературе, идеалам мира и прогресса».