7 августа 2024 г. ушла из жизни ведущий научный сотрудник Отдела русской классической литературы ИМЛИ РАН, кандидат филологических наук Ирина Аркадьевна Зайцева (1951-2024). Выражаем глубокие соболезнования родным, близким, коллегам и ученикам.
Прощание пройдет 10 августа (суббота) в 10:30 в Городской клинической больнице № 1 им. Н.И. Пирогова (г. Москва, Ленинский проспект, дом 8), отпевание состоится в 11:00 в Храме Живоначальной Троицы на Воробьевых горах (Косыгина ул., дом 30, строение 1), похороны на Востряковском кладбище.
Ирина Аркадьевна Зайцева (20 февраля 1951 г. – 7 августа 2024 г.)
Сегодня, 7 августа, от нас ушла Ирина Аркадьевна Зайцева, старейший сотрудник нашего Института, хотя слово «старейший» как-то не вяжется с ее обликом, всегда солнечным, ясным, поистине прекрасным.
Выпускница Московского университета (закончила его в 1974 г.), ученица А.И. Журавлевой, в 1974 г. она пришла в Институт мировой литературы, сначала в Отдел изучения и издания творчества А.М. Горького, где готовила черновые рукописи его романа «Жизнь Клима Самгина», горьковские письма и проч. В 1990 г. перешла в Отдел русской классической литературы (его тогда возглавляла Л.Д. Громова-Опульская), в группу по подготовке Полного собрания сочинений и писем Н.В. Гоголя, задуманного по инициативе Ю.В. Манна и С.Г. Бочарова.
То, что сделала И.А. Зайцева для издания Гоголя, неоценимо. Два сложнейших тома – четвертый, в котором опубликована пьеса «Ревизор», и седьмой, в двух книгах («Мертвые души», том 1) были подготовлены ею совместно с Ю.В. Манном в составе этого издания. Те, кто хоть немного знаком с текстологией Гоголя, знают, насколько тяжела и запутанна текстологическая история этих произведений, имеющих огромное количество черновых редакций, набросков, вариантов. Собрать их воедино, классифицировать, осмыслить их внутреннюю логику и последовательность предполагало поистине титанический труд, и труд этот упал на плечи И.А. Зайцевой. Человек поразительной скромности и великодушия, Ирина Аркадьевна не хотела подчеркивать свою роль в создании этих ставших ныне поистине каноническими томов – на обороте титула, в особенности первого тома «Мертвых душ», читатель увидит большое количество имен тех, кто внес свою малую посильную лепту, и среди которых имя И.А. Зайцевой почти теряется. Но мы-то знаем, кому принадлежит заслуга….
В последние годы И.А. Зайцева готовила том 13 Полного собрания сочинений и писем, а по сути том первый его переписки, который станет, да уже и стал, определенным камертоном в подготовке эпистолярного наследия, - том, который даже самые строгие критики признали образцовым. В настоящее время он находится в издательстве «Наука», и Ирина Аркадьевна, несмотря на тяжелую, изнуряющую болезнь, практически до последних своих дней читала и правила верстку.
И.А. Зайцева была, действительно, профессионалом самого высокого толка. Мы - гоголевская группа - недавно – с уходом Ю.В. Манна - осиротели. С уходом И.А. Зайцевой мы осиротели вдвойне.
Но сейчас хочется сказать о человеческих, душевных свойствах Ирины Аркадьевны. Потому что она была камертоном еще и в человеческих отношениях: при ней неудобно было поступать неправедно. Для решения самых сложных вопросов и проблем она всегда находила мудрые решения и умные и лапидарные формулировки.
Мы все оплакиваем этот уход. Пусть земля будет ей пухом. И вечная память в наших сердцах.
Имлийцы