logo small white

ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ им. А.М. ГОРЬКОГО РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

  • Время: 12 марта 2019 г.
  • Место проведения: ИМЛИ РАН

"Научно-исследовательский центр "Ф.М. Достоевский и мировая культура" проводит во вторник, 12 марта, в 18-00, в комнате № 13 ИМЛИ РАН семинар в рамках проекта "Авторские теории творчества" (ведущая - Т.А. Касаткина). С докладом на тему "Философия поэзии Октавио Паса" выступит к.ф.н. Анастасия Гладощук.

Аннотация доклада:

Мексиканский поэт и мыслитель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1990) Октавио Пас (1914–1998) любил повторять, что «творчество и рефлексия», «поэзия и мышление» соединены для него невидимой системой «сообщающихся сосудов». Данную метафору не следует однозначно соотносить с теми формами выражения, которым Пас отдавал предпочтение: поэзией и эссеистикой. Скорее, посредством нее поэт формулирует идею имманентности творчества и рефлексии о творчестве. На текстуальном уровне взаимопроникновение поэтического и критического начал обнаруживает себя в смежных образах и мотивах, переходящих из поэзии в прозу и наоборот (особенно часто – мгновение, полдень, женщина), на концептуальном – в аналогическом способе мышления Паса. Образующие основу его художественной системы категории и понятия (поэзия, явленность, инаковость, образ, ритм, одиночество) не имеют четких границ: получая метафорическое определение, все они в определенной мере начинают дублировать друг друга. Тяготение Паса к аналогическому отождествлению проявляет себя также в характерном для него как для латиноамериканского художника универсализме: во всех своих эссе Пас прямо или имплицитно утверждает единство поэтов в Поэзии, независимо от их принадлежности к той или иной национальной традиции. Стремясь обнаружить общие законы поэзии и охарактеризовать поэтический опыт, не ограничивая себя конкретной эпохой и языковым материалом, Пас пишет книгу «Лук и лира» (1956, 1967), история создания которой отражает динамику формирования его поэтики в фокусе воспринимаемых им эстетических и интеллектуальных импульсов. Выявляя идейные контексты (М. Хайдеггер, французский сюрреализм, Антонио Мачадо, Рудольф Отто, структурализм) и источники книги (эссе «Поэзия одиночества и поэзия сопричастности», 1943), раскрывая символику заглавия, мы постараемся показать, что основные категории поэтики Паса обладают двойной валентностью: эстетической и философской. Особый акцент будет сделан на том, как Пас понимал «современную традицию» – поэзию романтической культуры"."