logo small white

ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ им. А.М. ГОРЬКОГО РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

  • Время: 17 ноября 2021 г., 11.00–15.00
  • Место проведения: Онлайн (на платформе Zoom)

“НОВАЯ ЖЕНЩИНА” И ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

Андрейчук Ксения Руслановна (к.ф.н., с.н.с. ИМЛИ РАН)

«Русская нигилистка» глазами шведов: литературное посредничество С.В. Ковалевской

 

С.В. Ковалевская, последнюю четверть жизни проведшая в Швеции, стала проводником русской литературы в Скандинавии. На шведском были впервые напечатаны ее «Воспоминания детства», в которых она рассказывает в числе прочего о знакомстве с Достоевским, и повесть «Нигилистка» о девушке-участнице народнического движения 1870-х гг. В конце XIX в. шведы испытывали большой интерес к политической ситуации в России, поддерживая нигилизм в широком смысле слова – как стремление обновить Россию. Шведов, с которыми Ковалевская общалась в Стокгольме, интересовало и положение женщины в России. Феминистки А.Ш. Леффлер и Э. Кей посвятили Ковалевской биографические работы, в которых подчеркивали трудности, выпавшие на долю женщины, решившей профессионально заниматься математикой. Ковалевская и Леффлер образовали «первый в истории женский писательский союз» и вместе написали драму «Борьба за счастье», в которой нерешительная героиня наконец берет судьбу в свои руки.

 

Кузнецова Екатерина Валентиновна (к.ф.н., с.н.с. ИМЛИ РАН)

Образ «новой женщины» в сборнике критики Елены Колтоновской «Женские силуэты»

 

Столкнувшись с появлением всё большего количества успешных и знаменитых женщин, о которых так или иначе писали пресса и сама Е. Колтоновская, критик решила осмыслить этот феномен и собрать статьи о своих современницах в один сборник. Книга «Женские силуэты» вышла в 1912 г. и рассказала о С.В. Ковалевской, В.Ф. Комиссаржевской, Э. Ожешко, М. Крестовской, М. Заньковецкой, В. Дмитриевой, Э. Дузе, С. Лагерлёф и др. С одной стороны, для анализа женской творческой (и научной) активности Колтоновская пытается опираться на известные философские теории своего времени: О. Вейнингера, Г. Зиммеля, Н. Бердяева и др., осмыслявших категории «женское» и «мужское» и присущие им черты. С другой стороны, никому из философов она не следует в полной мере. Пытаясь сформулировать собственные взгляды на женское творчество, сама возможность существования которого ставилась в то время под сомнение, Колтоновская предваряет свои статьи весьма примечательным предисловием «Женское». Основной его мыслью становится идея постоянной внутренней борьбы, надрыва и трагизма, воплощенная в произведениях женщин (или в самой их несчастной судьбе) и обусловленная невозможностью гармонично сочетать женственность и собственную индивидуальность с активным творческим началом, ищущим выхода.

Дискуссия