logo small white

ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ им. А.М. ГОРЬКОГО РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

  • Время: 16 марта 2022 г., 11.00–14.00
  • Место проведения: Онлайн (на платформе Zoom)

НАУЧНЫЙ СЕМИНАР

«ГЕНДЕРНЫЙ ПОРЯДОК РУССКОГО МОДЕРНИЗМА»

в рамках проекта РНФ 19-78-10100

gendporyadok10

ЗАСЕДАНИЕ 10.

«ЖЕНЩИНЫ И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ»

 

Чечнёв Яков Дмитриевич (к.ф.н., н.с. ИМЛИ РАН)

Гражданская война в поэтическом творчестве М.М. Шкапской

Доклад посвящен теме Гражданской войны в творчестве М.М. Шкапской, которая была очевидицей этих событий на Дону, Псковщине и Петрограде. Увиденное нашло отражение в нескольких стихотворениях и поэме «Явь». Для этих произведений характерна развитая система библейских аллюзий, посредством которых поэтесса создает собственную мифологему революции. Шкапская акцентирует внимание на теме «народ и власть», используя для этого новозаветную образность и сюжетику. Вместе с тем, рисуя традиционные для литературы Гражданской войны апокалиптические картины нищеты и разрухи, поэтесса развенчивает историософскую концепцию народа-богоносца, актуализирует мотив обывательства.

 

Симонова Ольга Алексеевна (к.ф.н., с.н.с. ИМЛИ РАН)

Писательницы – участницы Гражданской войны и их героини

Большинство текстов, созданных участницами Гражданской войны, относятся к эгодокументальным жанрам. В докладе рассматриваются произведения, претендующие на художественное осмысление событий: описывающая период Гражданской войны третья часть книги С.З. Федорченко «Народ на войне» (1927) и роман Л.А. Аргутинской «Огненный путь» (1932). Общим для обоих текстов становится избегание авторского «я». Федорченко создает новый жанр романа-оратории, изображая войну голосами множества рассказчиков, пол и военный опыт которых не совпадают с полом автора. Аргутинская, создавая автобиографическую героиню, переносит оценочность в уста разных персонажей. В докладе будет показано, как в этих романах проблематизуется роль женщины на войне и как женщинами-военными преодолеваются навязанные ограничения.

 

Дискуссия