logo small white

ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ им. А.М. ГОРЬКОГО РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

  • Время: 15 июня 2022 г., 17:00
  • Место проведения: ИМЛИ РАН
  • Ссылку для подключения к Zoom можно получить по адресу: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

15 июня 2022 года в 17:00 в конференц-зале ИМЛИ РАН в рамках семинара «Фантастическое в литературе и культуре» (отдел теории литературы, научная лаборатория «Россика») состоится доклад Георгия Александровича Велигорского (к.ф.н., с.н.с. ИМЛИ РАН) «"Археологическое воображение" и детская литература Великобритании XX-XXI веков». Формат семинара — смешанный (очный + Zoom). Ссылку для подключения к Zoom можно получить по адресу: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация доклада: Термин «археологическое воображение» («archaeological imagination»), восходящий к одной из узловых концепций романтической литературы, творящему воображению (imagination) — и в особенности его исторической (historical) разновидности, развивавшейся Вальтером Скоттом (хотя и не только им), — в последние годы всё прочнее входит в инструментарий западных ученых, исследователей детской литературы. Если коротко, такое воображение представляет собой внезапную вспышку сознания, «озарение» (или, пользуясь более современным термином — эпифанию), в ходе которой герой (как правило, юный) при виде некоего объекта минувших времен — будь то «седая от времени руина» (У. Хэзлитт), поросший мхом дольмен, полуразрушенные колонны античного храма — провидит в настоящем картины минувшего, не творя их прихотливой фантазией (fancy), но словно совершая путешествие сквозь века.

Сформировавшись в многочисленных теоретических трудах (М. Шэнкс, К. Хозер и др.), термин «archaeological imagination» был впервые приложен к детской литературе в фундаментальной диссертации Н. Кэмпбелла «Детский неоромантизм: археологическое воображение в детском послевоенном фэнтези» (университет Роухэмптона, 2017) — в которой, при всех несомненных достоинствах, рассматривались исключительно авторы XX века, а генезис понятия был нарочито заретуширован. В нашем докладе мы рассмотрим, как этот концепт развивался в произведениях детской английской литературы: начиная от авторов «золотого века» — Ричарда Джеффриса (в особенности его романе «Бевис: история мальчика» (1881)) и Кеннета Грэма (от ранней эссеистики 1890-х годов («Над северной бороздой», «Ссыльный богемец», «Белые маки забвения») и до сказочной повести «Ветер в ивах» (1908)) — и до писателей XX—XXI веков.