НАУЧНЫЙ СЕМИНАР
«ГЕНДЕРНЫЙ ПОРЯДОК РУССКОГО МОДЕРНИЗМА»
в рамках проекта РНФ 19-78-10100
ЗАСЕДАНИЕ 11.
«РАННИЙ РУССКИЙ КИНЕМАТОГРАФ И ЛИТЕРАТУРА МОДЕРНИЗМА: ТОЧКИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ»
Плотникова Анастасия Геннадьевна (к.ф.н., с.н.с., зав. Отделом изучения и издания творчества А.М. Горького ИМЛИ РАН)
Типология женских образов в кинематографе 1910-х годов
Русское кино 1910-х гг. часто называют феминоцентричным из-за определяющей роли женских персонажей и вообще темы женской судьбы. Можно выделить несколько типов героинь в кинематографе этого периода. На первый план выходит образ «обманутой невинности», героини такого типа слабы, зависимы и пассивны, что подчеркивается на сюжетном и визуальном уровне (напр. «Умирающий лебедь», 1917). В противовес этому образу femme fatale, «роковая женщина», обладает активным началом и несет зло, разорение и часто смерть герою (напр. «Зеленый паук», 1916). Также формируется тип «новой женщины» прежде всего через образы социально неодобряемых женщин – проституток, танцовщиц, актрис, но появляется и совершенно новый тип женщины-специалиста (напр. «Женщина завтрашнего дня», 1914). В фильмах конца 1910 – начала 1920-х гг. наблюдается рецепция предыдущего опыта кинематографа и формирование новых синтетических женских типов (напр. «Горничная Дженни», 1918).
Андрейчук Ксения Руслановна (к.ф.н., с.н.с. ИМЛИ РАН)
Сюжет о падении аристократки: Стриндберг – Амфитеатров – Бауэр
Популярность А. Стриндберга в России с конца 1880-х гг. способствовала росту антифеминистских настроений, как, в частности, отмечал А.М. Горький в переписке с А.В. Амфитеатровым. Сами же Горький и Амфитеатров сочувственно относились к женщинам и поддерживали женское движение; так, Амфитеатров издал сборник статей «Женское нестроение. О равноправии». В рассказе «Нелли Раинцева» (1896) он представил свой вариант стриндберговского сюжета о межсословной связи. Нелли Раинцева, в отличие от стриндберговской фрёкен Жюли, ищет выхода из мира «ликующих, праздно болтающих», восхищается подругой-врачом, мучается от своего дилетантства в творчестве, однако кончает тем же, что фрёкен Жюли – связью с письмоводителем отца и, в результате, самоубийством. Амфитеатров, в отличие от А. Стриндберга, стоит на стороне женщины. Ради того, чтобы показать, что привело ее к падению, он использует дневниковую форму, которая (при помощи титров) сохраняется и в одноименном фильме Е.Ф. Бауэра по сценарию Амфитеатрова (1916). Фильм Бауэра стоит в ряду других лент 1910-х гг. о женщинах. Бауэр и другой знаменитый режиссер того времени, П.И. Чардынин, дают в своих фильмах слово женщине, объясняют ее внутренние переживания и оправдывают ее поступки, причем часто облекают сюжет в дневниковую форму.
Зусева-Озкан Вероника Борисовна (д.ф.н., в.н.с. ИМЛИ РАН)
Сюжет «женщина среди мужчин» в рассказе М. Горького и киносценарии Е. Замятина
В докладе сопоставляются рассказ М. Горького «Двадцать шесть и одна» (1899) и киносценарий Е. Замятина «Одиннадцать и одна» (ок. 1929). Заимствованный Замятиным у Горького сюжет «женщина среди мужчин», сохраняя инвариантное ядро, испытывает ряд модификаций, которые объясняются жанровыми конвенциями кинематографической мелодрамы (идеализация героини при ее «объектном» статусе, фаталистические обертоны, стремление к неожиданности финала и пр.). Если у Горького героиня в ситуации насилия со стороны мужчин сама становится субъектом и защищает перед «двадцатью шестью» свои права и свое достоинство, то у Замятина до конца за героиню всё решают мужчины. При этом в двух произведениях содержится ряд сходных мотивов, в первую очередь мужское отношение к женщине, которое, с одной стороны, характеризуется ее обожествлением, а с другой – собственничеством, лишением ее субъектности.
Дискуссия