21 сентября 2022 г. на семинаре по гранту РНФ «Горький в Германии: писатель и его окружение в социокультурном и литературно-медийном пространстве» (при поддержке Российского научного фонда проект № 21-18-00131) был прочитан доклад Е.Р. Матевосян «Максим Горький и Стефан Цвейг: к истории взаимоотношений (по материалам Архива А.М. Горького)», а также доклад Т.В. Кудрявцевой на тему «Дьердь (Георг) Лукач о Горьком».
Доклад Е.Р. Матевосян
В докладе Е.Р. Матевосян подчеркнула: многие исследователи осведомлены о том, что в Архиве хранится переписка между Максимом Горьким и Стефаном Цвейгом. Она опубликована в VIII-ом томе серии «Архив А.М. Горького» - «Переписка А.М. Горького с зарубежными литераторами», изданном в 1960 году - и активно цитируется. Но, в целом, интерес к теме за последние десятилетия значительно снизился. Из современных исследователей, обращался к ней К.М. Азадовкий (Стефан Цвейг. Письма в издательство "Время"», 1977; «Стефан Цвейг в СССР: 1920-е годы», 2011 и сотрудники ИРЛИ РАН («Переписка Стефана Цвейга с издательством “Время”» 1925 – 1934. Предисловие, публикация и комментарий М. Ю. Кореневой, техническая подготовка публикация Л. Д. Зародовой).
В горьковедении тема также не пользуется особым вниманием, как с историко-литературной, так и с литературоведческой точки зрения.
В докладе рассматривается начало взаимоотношений двух писателей и обстоятельства, приведшие к возникновению переписки между ними.
Впервые приводятся сведения о том, что Горький подарил Стефану Цвейгу, известному в Европе графологу, коллекционеру автографов и предметов, принадлежащих великим деятелем искусства и литературы, по его просьбе свой автограф – очерк «А.П. Чехов», который теперь хранится в Театральном музее Вены.
Переписка Горького с С. Цвейгом состоит из 47 писем. Из них – 12 писем Горького и две телеграммы. Цвейг написал Горькому 34 письма. Очевидно, что, примерно, 22 ответных письма Горького Цвейгу отсутствуют. Долгое время следы писем Горького были потеряны, но, благодаря первой документальной биографии С. Цвейга, написанной Ф. Константиновым, вышедшей в августе 2022 г. в издательстве «Молодая гвардия», информация о письмах Горького стала доступна: следы ведут в Библиотеку Иерусалимского Университета.
В целом, переписка двух писателей представляет значительный интерес.
Примечательной особенностью переписки является незримое, но вполне ощутимое в ней присутствие Ромена Роллана. Перед нами триумвират единомышленников: общие темы, схожие мысли, родственные убеждения. Для Цвейга чрезвычайно важно его творческое и идейное отражение в этих двух зеркалах. Ему важны оценки его творчества, их моральная поддержка.
Для Горького интерес представляет симпатия Цвейга к новой России, к ее литературе и ее культурным проектам. В конце января 1930 г., после свидания с четой Цвейгов в Сорренто, Горький открыто пишет об этом своему секретарю П.П. Крючкову: «Был Цвейг. Очень хороший, скромный и талантливый человек, тонко разбирается в наших делах и вполне искренно симпатизирует “волшебной” работе Соввласти» (Арх.Г. Т.XVI. С.419).
Доклад Т.В. Кудрявцевой
Творчество А.М. Горького занимает важное место в обширном теоретическом наследии европейского мыслителя Д. (Г.) Лукача (1885–1971).
Творчество русского / советского писателя интересует Лукача в контексте его исследований в области истории развития реализма как такового и социалистического реализма, в частности, в связи с разработкой теории романа, в связи с интересом Лукача в этом контексте к русской литературе.
Первое упоминание произведений Горького (роман «Мать») находим в одной из первых работ Лукача «История развития современной драмы» (1908–1912) в связи с понятием «религиозный социализм».
Много лет спустя Лукач уточняет свое понимание смысла романа, в котором «повествование приобретает недостижимую для буржуазии широту и величие»: Доклад Г. Лукача в секции литературы Института Философии Коммунистической Академии (автореферат) Литературный критик № 2. 1935.
Год спустя Лукач конкретизирует свою мысль, рассматривая основную задачу романа в изображении «общего пути освобождения трудящихся в образе полной жизненности, глубоко-индивидуальной судьбы) (Лукач Г. Интеллектуальный облик литературного героя // Литературный критик. № 3. 1936).
В 1921-1923 гг. (годы пребывания Горького в Германии), живший в Вене Лукач был активным автором эссе и рецензий центрального органа КПГ «Красное знамя» («Die rote Fahne»), где, начиная с 1921 г. печатались и отрывки из произведений Горького («Старуха Изергиль» и др.).
В программном сочинении Лукача «Спор идет о реализме» («Es geht um den Realismus», 1938)» в контексте дискуссии о реализме нового типа имя Горького встречается девять раз. В ряду признанных писателей Европы, Горький служит для Лукача примером претворения в художественном творчестве основных принципов реалистического искусства социалистического образца.
В том же, 1938 г. в Москве выходит сборник статей Лукача 1934–1936 гг. под названием «К истории реализма». Особый интерес в этой книге представляет статья «Человеческая комедия предреволюционной России», в которой на примере творчества М. Горького продемонстрированы все признаки социалистического реализма как его понимает Лукач.
Большой интерес представляет статья, напечатанная в посвященном памяти Горького сентябрьском выпуске немецкой версии журнала «Интернациональная литература» за 1936 г., пока не учтенная ни в одной работе как отечественных, так и зарубежных горьковедов. Статья называется «Освободитель» («Der Befreier») и интересна в контексте сопоставления личности и творчества советского классика с эстетической программой И.В. Гёте. Статья не переведена на русский язык и неизвестна отечественным германистам. Сам Горький был знаком с творчеством Гёте. В частности, в начале 1922 г. во время пребывания в Германии он получил из Франкфурта-на-Майне письмо от Общества друзей Музея Гёте с просьбой прислать несколько строк для юбилейного издания, готовящегося в рамках празднования «Недели Гёте».
После доклада состоялось плодотворное научное обсуждени.