НАУЧНЫЙ СЕМИНАР
«ГЕНДЕРНЫЙ ПОРЯДОК РУССКОГО МОДЕРНИЗМА»
в рамках проекта РНФ 19-78-10100
ЗАСЕДАНИЕ 13. «ГАЗЕТНЫЕ И ЖУРНАЛЬНЫЕ ДИСКУССИИ О “ЖЕНСКОМ ВОПРОСЕ” В ЛИТЕРАТУРЕ РУБЕЖА ВЕКОВ»
18 января 2023 года, 13.00–16.00
Чечнёв Яков Дмитриевич (к.ф.н., с.н.с. ИМЛИ РАН)
«Женский вопрос» на страницах женских журналов начала XX в.: литературно-критические доминанты
Доклад посвящен обсуждению проблем, связанных с эмансипацией, на страницах женских изданий. На примере художественных произведений, статей и материалов, помещенных в таких журналах, как «Женское дело» и «Женский вестник», исследуются основные тематические блоки литературно-критической рефлексии над «женским вопросом» на рубеже XIX–XX вв. —роль женщины в обществе, женские профессии, история женской литературы, объективация женщины. В дискурсивном поле культуры модерна специализированные женские журналы приобрели большое значение. Ориентируясь на социальные роли, они формировали определенные женские типы, предлагали образы и устанавливали правила поведения для «массовых» читательниц. Женщины получили возможность выбора «своего» издания, отражавшего специфику их интересов. Однако существовали издания, вроде «Женского дела» или «Женского вестника», которые комбинировали сразу несколько спецификаций. В результате получались синтетические издания, старавшиеся дать читательницам комплекс статей по разным вопросам. Особый интерес в таких журналах представляют беллетристика, поэтическое творчество и литературная критика, которые не столько занимались вопросами поэтики, сколько пытались художественными средствами дать ответы на социальные вопросы.
Сарычева Кристина Витальевна (PhD по русской литературе, с.н.с. ИМЛИ РАН)
Женские ролевые модели в литературной критике журнала «Женский вестник» 1900-х гг.
В докладе рассматриваются литературно-критические статьи журнала «Женский вестник» 1900-х гг. с точки зрения конструирования женских ролевых моделей. «Женский вестник» по сравнению с другими журналами («Женское дело», «Союз женщин») не только издавался более продолжительно и последовательно, с 1904 по 1917 г., но и регулярно публиковал литературную критику, посвященную русским писателям-классикам, современным авторам, иностранным писательницам и писателям. Осмысление литературы в журнале было важной частью его программы — одним из способов представления интересов и образа женщины. Невзирая на очень ограниченное число критиков в журнале (многие статьи о русских авторах писала сама редактор, М. И. Покровская, а об иностранной литературе — Е. В. Фукс), редактор стремилась предложить читателю наиболее полное осмысление литературных произведений в аспекте «женского вопроса». В творчестве русских писателей-классиков критики «Женского вестника» находили ролевые модели женщин, стремящихся к образованию и общественно полезному труду, которые должны стать для современных женщин примером для подражания. Наиболее актуальным с точки зрения предписываемых журналом ролевых моделей стало творчество И.С. Тургенева и А.П. Чехова. В современных же произведениях — Л. Андреева, А. И. Куприна, М. Горького и др. — критики фокусировались на проблемах отношения к женщине в обществе.
Дискуссия