В рамках семинара «Литература сквозь призму философии» (ИМЛИ РАН совместно с Чеховской комиссией Научного Совета «История мировой культуры РАН и «Домом А.Ф. Лосева») 7 марта 2023 года в 18:30 пройдет очередная лекция из цикла «Космос Чехова» профессора Вольфганга Кисселя (Германия, Института европейских исследований Бременского университета). Тема лекции: «Слепые Парки: время и самопознание».
Аннотация: Драма в четырех актах «Три сестры» (премьера в 1901 г.) не только начинается уводящим далеко в прошлое монологом-воспоминанием, – этот монолог сразу же встраивается в ситуацию двойной театральности: в доме семьи Прозоровых, в далеком губернском городе на востоке страны, готовится празднование именин младшей сестры Ирины. Вместе с колоннами, отделяющими зал от гостиной, античность с самого начала присутствует в драме как классическая архитектурная цитата. Знанием о последнем часе человека, о предназначенной ему судьбе в античной мифологии обладают лишь одни Парки или Мойры, богини судьбы, определяющие начало и конец нити жизни. Число сестер – три и их фамилия «Прозоровы», указывающая на их «прозорливость», т.е. проницательность, способность предвидеть, напоминают об античных богинях судьбы, однако, эта реминисценция не менее явственно подчеркивает и контраст между античным верованием в предопределенность судьбы и современным самоопределением. Обман, заблуждение, ослепление насылают не боги, – все это присутствует в мышлении и действиях или бездействии смертных действующих лиц, к которым относятся и три сестры. В то же время этот сдвиг означает присутствие рефлексии о границах современных возможностей познания. Новое время освобождается от подчинения божественной воле, связь знания и воли, желания знать становится мощным двигателем преобразований, происходящих в эту эпоху, и подготавливает стремление человека к господству над природой и миром. Он хочет уподобиться прежним богам, хочет быть «хозяином своей судьбы» или, точнее, устранить понятие судьбы и тем самым занять место Парок или христианского бога. Но его знание остается несовершенным, – ошибки, заблуждения, катастрофы неизбежны и будят сомнения в том, что человеческая эмансипация действительно реализуема.