В рамках семинара "Литература сквозь призму философии" состоится лекция проф. В. Кисселя на тему "Пространство и время: игроки в космической игре" (из цикла "Космос Чехова").
Как и барочный «Великий театр мира» («El gran teatro del mundo») Кальдерона, чеховские драмы являются космогонией, спектаклем о возникновении и исчезновении мира. Однако в новейшей русской версии отсутствует Творец, по слову которого возникает мир, отражающий совершенство своего создателя, Высший Судия не выносит приговора, не делит актеров на хороших и плохих, не возносит к себе одних и не проклинает других. В чеховском мировом театре место Бога остается пустым, но теоцентричный мировой театр барокко не превращается в антропоцентричный, люди не занимают в нем место одного или многих богов, – слишком очевидны их ошибки, ограниченность, смертность, их непрекращающиеся поражения. Этот мировой театр принадлежит традиции античного скептицизма, прежде всего – младшей Стое Марка Аврелия, и на этой основе драматург развивает фигуры и приемы современного скептицизма, не допускающего истины в последней инстанции и окончательной уверенности. Скептицизм направлен также, и самым непосредственным образом, на религию, чьи высказывания не агрессивно оспариваются, а осторожно обсуждаются или просто представляются в характерных для них контекстах и функциях. Однако видеть в Чехове религиозного и тем более русского православного автора модель theatrum mundi не дает никаких оснований. Религиозный склад мыслей раскрывается и отслеживается, по большей части, в поведении и речи персонажей, это – важная часть мирового театра, но религия необязательно приводит этот театр в движение или стоит над ним.