НАУЧНЫЙ СЕМИНАР
«ГЕНДЕРНЫЙ ПОРЯДОК РУССКОГО МОДЕРНИЗМА»
в рамках проекта РНФ 19-78-10100
ЗАСЕДАНИЕ 15.
«ПИГМАЛИОН И ГАЛАТЕЯ: ТВОРЧЕСКИЕ ДИАЛОГИ (ПОЭТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЧЕСТВО
НАДЕЖДЫ ЛЬВОВОЙ И СУСАННЫ МАР)»
29 ноября 2023 года, 11.00–14.00
Платформа для онлайн-конференций ZOOM
Кузнецова Екатерина Валентиновна (к.ф.н., с.н.с. ИМЛИ РАН)
Сюжеты «мужской» поэзии в лирике Надежды Львовой: женский взгляд
Поэтическое наследие Надежды Львовой невелико, но представляет интерес для осмысления процесса становления женской авторской субъектности в литературе русского модернизма, особенно в парадигме писательского ученичества. Размышления Львовой над проблемой женственного в культуре прошлых эпох и современности реализуются в ряде архетипических общеевропейских образов ее сборника «Старая сказка» и примыкающих к нему произведений. Эти архетипы также можно назвать проекциями фемининности. Некоторые из них она примеряет на себя: сказочная невеста (царевна), мечтательница, Прекрасная Дама, незнакомка, Муза, Эвридика, Франческа, дева-воительница, вестница (предтеча). А некоторые роли возникают как объект культурно-философской рефлексии: Мадонна (святая), блудница (грешница), Вечная Женственность. От традиционных гендерных ролей вечно ждущей, покорной, внимающей и жертвенной фемининности поэтесса движется к отрицанию этой модели и попыткам обрести самостоятельность, предстать в роли Поэта, а не Музы, самостоятельного автора, а не ученицы. В докладе будут прослежены связи архетипов женственности в ее лирике с моделями, предложенными в мужской поэзии эпохи модернизма, прежде всего, в стихотворениях А. Блока и В. Брюсова, которые Львова усваивает, но переписывает с точки зрения женского субъекта. Преодоление ученичества идет через процесс переосмысления традиционных моделей женственности.
Чечнёв Яков Дмитриевич (к.ф.н., с.н.с. ИМЛИ РАН)
«АБЕМ» Сусанны Мар: обожествление мужчины
В докладе представлен анализ антропоцентрических мотивов единственного сборника поэтессы-имажинистки Сусанны Мар (настоящая фамилия Чалхушьян, в замужестве — Аксенова) «АБЕМ», название которого связано с А.Б. Мариенгофом. Реконструирован лирический сюжет, объединяющий стихотворения; установлены автобиографические детали, послужившие источником лирических коллизий, и интертекстуальные связи с творчеством Мариенгофа; рассмотрены приемы, посредством которых происходит обожествление мужского субъекта, а также атрибуты созданного героиней сверхличного субъекта (руки, глаза, наделенные магическими и демиургическими свойствами, и т.п.).
Дискуссия