logo small white

ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ им. А.М. ГОРЬКОГО РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

  • Время: 24 января 2024 г., 11.00–14.00
  • Место проведения: Онлайн (Zoom)

НАУЧНЫЙ СЕМИНАР

«ГЕНДЕРНЫЙ ПОРЯДОК РУССКОГО МОДЕРНИЗМА»

в рамках проекта РНФ 19-78-10100

 

ЗАСЕДАНИЕ 16.

«САКРАЛИЗАЦИЯ И ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ

ЖЕНСКОГО НАЧАЛА

В МУЖСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА»

24 января 2024 года, 11.00–14.00

Платформа для онлайн-конференций ZOOM

ГП16

 

Назарова Анастасия Викторовна (к.ф.н., с.н.с. ИМЛИ РАН, ст. преп. МГУ им. М.В. Ломоносова)

Сакрализация образа женщины в творчестве Е.Н. Чирикова

Творчество писателя Е.Н. Чирикова (1864–1932) претерпело масштабную эволюцию, отразив превращение «бытовика» и продолжателя реалистических традиций писателей-«шестидесятников», каким он заявил о себе в 1890-х гг., в художника-философа, сосредоточившегося со второй половины 1900-х на осмыслении народно-православных основ русской жизни. Женские персонажи в прозе и драматургии Чирикова в немалой степени зафиксировали эту трансформацию, позволяя одновременно раскрыть понимание литератором места и роли представительниц «слабого пола» в современном ему обществе. В произведениях 1890-х – начала 1900-х гг. изображение женщины несло в себе прежде всего обличительный пафос в адрес социума, обрекающего ее на медленное угасание в атмосфере произвола и пошлости. В зрелой же прозе, создававшейся Чириковым после мировоззренческого перелома, особенно в романах и повестях о Гражданской войне, писатель практически отошел от осмысления участи женщины в привычном ему социально-критическом ракурсе. Теперь художник сопоставляет героинь с образом скорбящей Богоматери, подчеркивая сакральность женского начала. Тем самым размышления писателя-реалиста своеобразно соприкоснулись с поисками А. Блока, А. Белого и других представителей символизма разгадки тайны женственности и подлинного лика России.

 

Анохина Юлия Юрьевна (к.ф.н., с.н.с. ИМЛИ РАН)

Героини прозы А.Ф. Лосева: диалектика сакрализации и десакрализации

В докладе рассматриваются художественные произведения философа А.Ф. Лосева: роман «Женщина-мыслитель» (1933), рассказы «Театрал» (1932), «Трио Чайковского» (1933) и «Встреча» (1933). Анализируются общие принципы создания женских образов в названных произведениях. Будет показано, что одним из ведущих приемов художественного воплощения фемининности оказывается синтез антиномий сакрального и профанного. Доказывается, что механизмы сакрализации и десакрализации сопряжены с различными аспектами женских образов, включая психологические характеристики героинь и особенности внешности, данные сквозь призму восприятия мужчины-рассказчика.

 

Дискуссия