logo small white

ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ им. А.М. ГОРЬКОГО РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

26 января 2023 г. в Музее-квартире А.Н. Толстого (ГМИРЛИ им. В.И. Даля) открылась выставка «Портрет на фоне эпохи. Император. Реформатор. Человек». Акимова А.С., к.ф.н., с.н.с. Отдела Новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья ИМЛИ РАН, куратор, автор научной концепции выставки и текстов. Выставка основана на результатах работы группы Полного собрания сочинений А.Н. Толстого по изучению и подготовке научного издания романа А.Н. Толстого «Петр Первый».

Работа над петровской темой повторяла во многом творческий путь А.Н. Толстого: через увлечение символизмом к реалистическому изображению действительности, от «малых» жанров к эпосу.

«Петр Первый» А.Н. Толстого является одним из главных исторических романов ХХ века. Писатель работал над ним шестнадцать лет, с 1929 по 1945 гг., однако не завершил его. 23 февраля 1945 г. писателя не стало.

Созданию романа предшествовала длительная и порой мучительная работа над петровской темой, над рассказами «Первые террористы (Извлечения из дел Преображенского приказа)» (1918) и «Наваждение» (1918), повестью «День Петра» (1918) и пьесой «На дыбе» (1928), изучение многочисленных исторических источников. На выставке впервые представлены не только первые публикации рассказов А.Н. Толстого, но и книги из личной библиотеки писателя с его пометами, рукописные списки литературы, листы машинописи первой книги романа с авторской правкой и другие документы из фондов ГМИРЛИ им. В.И. Даля и ИМЛИ им. А.М. Горького РАН.
А.Н. Толстой начал работу над романом в феврале 1929 г. Первая книга романа создана в 1929–1930 гг. и впервые была опубликована в журнале «Новый мир», а в 1930 г. вышла отдельный изданием в ленинградском издательстве «Прибой». Она охватывает события с 1682 г. до 1698 г., т.е. шестнадцать лет. А.Н. Толстой работал над второй книгой с конца 1932 г. по начало 1934 г. Ее содержание составили четыре года: с конца февраля – начала марта 1699 до мая 1703. Третью книгу он начал писать в феврале 1944 г., но работа над ней была прервана на шестой главе взятием Нарвы (1704).

«Читаю, восхищаюсь, — завидую, — писал М. Горький, — Как серебряно звучит книга, какое изумительное обилие тонких и мудрых деталей и — ни единой лишней!». Созданию образов «гигантской замечательной эпопеи» (Р. Роллан) предшествовала кропотливая работа с историческими источниками, мемуарными и архивными, которые посетители смогут увидеть на выставке в Музее-квартире А.Н. Толстого, а также в доме Любощинских-Вернадских на выставке «Пётр I. Новая азбука. История в писаниях, кунштах и ваяниях», где впервые экспонируются уникальные дневниковые записи и автографы к роману «Петр Первый» из фонда писателя (ОР ИМЛИ РАН).
Особый раздел выставки «Портрет на фоне эпохи. Император. Реформатор. Человек» посвящен истории легендарных театральных постановок пьесы «На дыбе» (1930) Московским Художественным театром вторым и двух редакций пьесы «Петр I» Ленинградским государственным академическим театром драмы им. А.С. Пушкина в 1935 и 1938 гг., а также работе над двухсерийным кинофильмом В.М. Петрова.

На выставке Петр I, главный герой романа А.Н. Толстого, предстает в иллюстрациях Д.А. Шмаринова, А.З. Иткина и работах, специально созданных современными художниками (А. Высотской, И. Гиршман, Е. Кокоревой).