11 октября состоялся совместный научный семинар отдела классических литератур Запада и сравнительного литературоведения и отдела фольклора ИМЛИ РАН, на котором с докладом «Изучение фольклора в Норвегии – от национальной идентичности к сравнительной культурологии» выступил Арне Бугге АМУНДСЕН, декан филологического факультета Университета Осло (Норвегия).
В работе семинара приняла участие советник по образованию, науке и технологии Посольства королевства Норвегия в Москве Радина ТРЕНГЕРЕЙД и Тамара Павловна Лённгрен, директор Представительства университета Осло в России (Санкт-Петербург).
Тезисы доклада:
1. В Норвегии, как и во многих других Скандинавских странах, в 19 в. изучение фольклора было важным элементом создания национальной «народной» идентичности. Поскольку Норвегия была под контролем Дании со времен Позднего Средневековья, норвежцы искали свои исторические корни в эпохе викингов и в средневековье. Важным источником для них были фольклор и материальные свидетельства подлинной Норвежской культуры. Собирание фольклора стало частью этих усилий. Норвежский фольклор издавали и интерпретировали для широких читательских кругов: сказки, легенды и баллады рассматривались как «норвежские» в особом смысле. Именно в них находили «голос древней Норвегии».
2. Результатом этого горячего и искреннего интереса к фольклору на уровне национальном, политическом, культурном было открытие первой в Скандинавии кафедры фольклористики, основанной по приказу Норвежского Парламента в 1886 г. Первым заведующим этой кафедрой был Мольтке Мо (Moltke Moe) вплоть до своей кончины в 1913 г. В 1914 г. Национальный Архив Фольклора, основой которого стали собрания Мольтке Мо, был учрежден при Университете Осло. Преемники Мольтке Мо – Кнут Лиестюль (Knut Liestøl), Свале Сольхейм (Svale Solheim) и Олав Бю (Olav Bø) продолжали, хотя и критически, сохранение национальных традиций. Важным элементом этих традиций была защита понятия «народ» от любых попыток умалить важность фольклора и и его понимания в обществе как символа норвежской национальной идентичности. Свале Сольхейм был материалистом и коммунистом, но и он защищал культурное наследие «угнетенного» норвежского крестьянства.
3. В 70-ые гг. 20 в. изучение фольклора в Норвегии медленно развивалось в новых направлениях. Бьярне Ходне (Bjarne Hodne), преемник Олава Бю как заведующий кафедрой фольклора в Университете Осло, начал ряд исследований, выходящих за рамки чисто фольклорных. Его ученики продолжили эту работу. В 2003 г. изучение фольклора превратилось в «историю культуры». Это изменение точки зрения открыло новые возможности для растущего интереса к народной культуре и фольклору. «Поворот к истории культуры» в Университете Осло позволил сосредоточиться на исторической стороне исследований и наметил переход к сравнительному изучению мирового фольклора.
Семинар вели М.Р. Ненарокова, Э.Г. Рахимова
Фоторепортаж (фотографии увеличиваются при нажатии):