Отчет о конференции
19-20 января 2018 года в РГГУ прошла международная научная конференция «Бестиарий антитез (RES et VERBA-7)». В конференции приняли участие филологи, историки, искусствоведы, культурологи из Москвы (РГГУ, ИМЛИ, МГУ, МПГУ), Санкт-Петербурга, Белграда, Владимира, Иванова. За два дня было заслушано 29 докладов. Организатором выступили ИМЛИ РАН и гуманитарный клуб Intrada, РГГУ.
Научные встречи, на которых изучаются бестиарные коды мировой культуры, проходят с 2011 года. Темы ежегодно меняются. «Бестиарий в словесности и изобразительном искусстве», «Бестиарий и стихии», «Риторика бестиарности», «Бестиарный код культуры», «Пять чувств: люди и звери», «Бестиарий движений» - такова тематика предыдущих шести встреч.
Седьмая встреча была посвящена антитезе, ключевой фигуре в «красноречии вещей». Жизнь/смерть; старость/молодость; правда/ложь; свет/тьма; бог/дьявол; движение/покой; ум/глупость; любовь/ненависть и т.д. – все эти антитезы нашей жизни часто выражаются в бестиарных категориях. То, какими предстают антитезы макрокосма и микрокосма в зеркале бестиарной метафорики, и обсуждалось на конференции.
В первый день акцент был сделан на западноевропейской культуре.
Доклад Е.В. Халтрин-Халтуриной (ИМЛИ РАН) был посвящён анализу спенсеровской «Страны фей» сквозь призму антитезы сатира и человека, а также освещению антитетического образного ряда, связанного с восхождением Сатирона по иерархической лестнице, от получеловека до доблестного рыцаря.
А.Е. Махов (РГГУ - ИНИОН – ИМЛИ РАН) показал, что в средневековом бестиарии антитеза имела не только эстетическое значение (как «прекраснейшая» из фигур, по определению Августина), но и смыслообразующую, то есть, семиотическую функцию. Выявляя типы бестиарных антитез, автор обратил внимание на повторяющийся приём: недифференцированные пары (пара рогов, крыльев, сходных по функции животных) превращаются средневековым воображением в антитезы. В частности, вол и осёл, пребывающие у яслей новорожденного Иисуса, в экзегетике и в визуальной культуре разводятся как антитетические животные.
А.В. Нестеров (МГЛУ) сосредоточился на механизмах построения «инфернального» мира у Иеронима Босха и роли маргиналий в иллюминированых рукописях XV века в этом процессе.
Доклад Д.А. Зеленина (РГГУ) был посвящён антитетическим качествам обезьяны в визуальной культуре, а также мотиву «обезьяны, удушающей детёныша» в басенной и эмблематической традициях. Тянущийся от Эзопа, Бабрия и Авиана мотив был трансформирован эмблематистами эпохи Возрождения в концепт избыточной и губительной родительской любви. Бестиарный антитетизм обезьяны рассматривается в докладе как совмещение её распутных и трикстерских черт с её чертами любящего родителя.
М.Б. Смирнова (РГГУ) посвятила выступление новелле «Беседа двух собак» Сервантеса – уникальному случаю, когда автор напрямую обращается к зооморфной фантастике. Несмотря на внешнюю бинарность новеллы на всех уровнях (жанровое самоопределение, композиция, пара протагонистов, организация времени и пространства), организующим принципом ее поэтики является не антитеза (которая скорее ловушка), а принцип варьирования (дисперсии). Внутреннее противоречие как принцип поэтики является еще одним аргументом в пользу платоновских влияний на саму идею диалога собак-философов.
И. Антанасиевич (Белградский университет) рассказала о метаморфозах образа дракона в сербской литературе, о специфике словесного обозначения этих существ.
Н.Т. Пахсарьян (МГУ) рассмотрела роль традиционной антитезы «волки-овцы» в пасторальных романах XVII века («Астрея» д’Юрфе) и XVIII века («Галатея» Флориана). Парадоксальным образом эмблематическое противостояние этих животных отсутствует в драматической пасторали д’Юрфе, где главные антиномии связаны с любовными коллизиями благородных пастухов и пастушек, а возрождение антитезы «волки-овцы» происходит не столько в самом тексте идиллической пасторали Флориана, сколько в критике этого произведения (в частности, в эпиграмме Экушар-Лебрена).
Доклад О.В. Субботиной (Санкт-Петербург, БАН) был посвящён осмыслению антитетических отношений между образами животных, а также между человеком и представителями животного мира в назидательных примерах (exempla) Жака де Витри, кардинала и выдающегося проповедника своей эпохи.
В докладе Е.В. Пчелова (РГГУ) были рассмотрены случаи бестиарной визуальной репрезентации образов Солнца и Луны (и, соответственно, дня и ночи) в русской культуре. Показано, что традиционная архаичная символизация этой пары/оппозиции архетипических универсалий в виде коней (отличающихся мастей) известна и в русском фольклоре. Специфическими визуальными образами Солнца и Луны в традиции Московского царства XVII века могла выступать и эмблематическая пара Лев и Единорог - во всяком случае, в целом ряде примеров их публичной визуализации (декор Спасской башни Кремля, Печатного двора, дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском). При этом Лев мог соотноситься не только с Солнцем, но и с Христом, а Единорог (в полном соответствии и с европейской семантикой) - с Луной и с Богоматерью.
Ю.Э. Шустова (РГГУ-РГБ) рассказала о проблемах интерпретации бестиарных мотивов в инициалах украинских книг кириллической печати первой половины XVII века.
О.Л. Довгий (МГУ-РГГУ) поделилась замыслом книги «Русская поэзия как бестиарий». Многим поэтам для самоидентификации был необходим целый зоопарк (например, среди самоидентификаций Батюшкова — волк, собака, овечка, корова, муха, рыба, попугай; список бестиарных идентификаций Пушкина не уместится на одной странице и т.д.). Так «сложность и противоречивость поэтов» находит соответствие в антитетических бестиарных номинациях.
Выступление Т.А. Гуревич (Литинститут) было построено на содержании «ихтиологических» мемуаров Исаака Уолтона и Джона Дейви. Два произведения (одно XVII-го, другое – XIX-го века), представляющие своеобразную диалогическую перекличку, выстраивают ряд бестиарных антитез - духовная жизнь/духовная смерть, физическая жизнь/физическая смерть, рыба/птица, чистое/гибридное, рыбье/человечье.
О.А. Кулагина (МПГУ) рассказала о языковом выражении антитезы «редкое/обычное» в творчестве Ж. Превера.
Е.Ю. Сапрыкина (ИМЛИ РАН) познакомила слушателей с антитезами зверей и людей на материале сборника Альдо Палаццески «Звери ХХ века» («Bestie del'900», 1957).
М.Ф. Надъярных (ИМЛИ РАН) посвятила выступление теме кентавров в латиноамериканской словесности, их генезису и связи с мифологией.
Второй день уже традиционно начался с сообщений, посвящённых русской литературе.
А.В. Архангельская (МГУ) посвятила свой доклад «Бестиарные олицетворения греха и праведности в древнерусской переводной новелле XVII века» интерпретации символических, аллегорических, дидактических и иных функций образов животных в переводных сборниках второй половины XVII века «Великое Зерцало» и «Римские деяния».
В докладе О.А. Кузнецовой (МГУ) «О чудесных свойствах "ничтожных" животных" на Руси XVII века» было прокомментировано несколько топосов, связанных с контрастными характеристиками животных, содержащимися в рукописных сборниках и поэтических сочинениях XVII века. Барочные антитезы стихотворений Симеона Полоцкого нашли перекличку с текстами в духе средневекового изумления, созданными в начале столетия.
В.Л. Коровин (МГУ) проанализировал бестиарные образы «кротости» и «коварства» в поздних стихотворениях Г.Р. Державина.
Д.П. Ивинский (МГУ) посвятил доклад антитезе «Правда/ложь» в баснях И.А. Крылова и А.П. Буршева о Вороне и Лисице. Устойчивые амплуа оказались неожиданно проблематизированы.
В докладе О.В. Федуниной (РГГУ) была рассмотрена трансформация сформированной А. Конан Дойлем бестиарной антитезы «сыщик/собака - преступник/зверь (в различных модификациях)» в соцреалистическом варианте полицейского романа (на материале произведений А. Адамова, Ю. Семенова, бр. Вайнеров, Г. Сапожникова и Л. Степанидина). Выявлены два типа реализации этой антитезы: нормативный, где конан-дойлевская модель приобретает обобщенную форму противостояния человека и зверя, и маргинальный, где происходит возврат к этой исходной модели через амбивалентный образ сыщика, относящегося и к человеческому, и к звериному полюсу (в «Гонках по вертикали» и «Эре милосердия» Вайнеров).
О. Лемберг (Москва, клуб Таро) рассказала об интерпретации антитетической пары собака/ волк в XVIII-м Аркане Таро.
В докладе Г.Т. Гариповой рассматривались вопросы эволюции и развития художественных оборотнических мифомоделей, мотифем и образов «Homolicantropus» и его инвариантов в мировой литературе ХХ века. Была представлена авторская концепция систематизации и классификации оборотнических мирообразов, соотносимых одновременно с аспектами идентификации художественно-онтологических составляющих бинарных миромоделей «органическая утопия» – «органическая антиутопия», соотносимых с антиномиями метаморфоза/анаморфоза оборотнической экзистенции.
Р.Р. Ганиева (ИМЛИ РАН) проанализировала бестиарные антитезы в романе В. Бласко Ибаньеса «Четыре всадника Апокалипсиса».
Я.Ю. Муратова (Литинститут) рассказала о способах выражения антитезы «человек/животное» в творчестве А.С. Байетт: романах «Обладание» (1990), «Ангелы и насекомые» (1992), «Свистящая женщина» (2002) и новелле «Ламия» (1998).
В докладе А.В. Святославского и А.А. Григорьевой (МПГУ) на материале трагедии в стихах классика чувашской литературы Якова Ухсая «Тудимер» была прослежена параллель в описании антитезы «свобода или смерть» в мире человека и в мире пернатых.
Доклад Е.А. Нестеровой (РАНГХиГС) был построен на материале сериала Б. Фуллера «Ганнибал» и посвящён анализу образа оленя как эволюционирующейантитезы «знак убийцы» - «символ отношений героев».
Доклад И. Сида (независимый исследователь, Москва) был посвящен антитезе «живое/мёртвое» в мире флоры и фауны.
Особенность «бестиарных» конференций – принципиальное отсутствие деления на секции; все слушают всех. Чередование в едином потоке словесного и визуального, западноевропейского и русского, давно прошедшего и современного позволяет разглядеть разнообразие и представить общую картину. За семь лет сложился постоянный состав участников, но каждый год появляются новые имена. Всегда радует присутствие на конференции студентов, которым интересно, чем занимаются их преподаватели в свободное от лекций-семинаров время.
Каждый, кто хоть раз побывал на бестиарии, отмечает необычность этих конференций, их особую атмосферу, сочетание уюта и неформального, дружеского общения с высоким уровнем докладов, нестандартные повороты в развитии тем, живость дискуссий.
По материалам конференций издаются сборники научных статей.
ФОТО