8-10 апреля 2019 г. в городе Старая Русса Новгородской области в Научно-культурном центре Дома-музея Ф.М. Достоевского прошли ХХI Международные юношеские чтения "Произведения Ф.М. Достоевского в восприятии читателей XXI века". В этом году чтения были, главным образом, посвящены роману "Неточка Незванова". Организаторами научной конференции выступили Новгородский государственный объединенный музей-заповедник и Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук. Публикуем замечательный подробный отчет Николая Подсокорского об этом мероприятии.
Источник: https://philologist.livejournal.com/10851408.html
В чтениях приняли участие более 40 школьников, студентов, аспирантов, учителей, преподавателей вузов, научных сотрудников академических институтов, свободных исследователей творчества Достоевского из России и Итал:ии. Российские участники приехали из Москвы, Санкт-Петербурга, Выборга, Нижнего Новгорода, сел и городов Новгородской области (Великого Новгорода, Полы, Холма, Парфина). Также в чтениях участвовали исследователи из Италии. Всего в рамках чтений был прочитан и обсужден 31 доклад. Кроме того, в ходе чтений были проведены круглый стол, на котором был заслушаны ряд сообщений, и семинар на тему: «Как анализировать незавершенный текст?».
Постоянный научный руководитель чтений с момента их учреждения - Татьяна Касаткина, доктор филологических наук, зав. научно-исследовательским центром "Ф.М. Достоевский и мировая культура" ИМЛИ РАН, Председатель Комиссии по изучению творческого наследия Ф.М. Достоевского Научного совета "История мировой культуры" РАН. Сформулированная ею цель Апрельских юношеских чтений состоит в «организации площадки для встречи людей (прежде всего – очень молодых людей, учеников школ, но вообще-то – совместной работы людей разных возрастов (учеников, студентов, аспирантов, преподавателей)), заинтересованных в глубоком понимании реальности, в умении осваивать сложные тексты и создавать адекватные концепции анализируемой реальности. Основа такого понимания заключается в выработке умения воспринимать текст не как безгласный объект анализа, а как вступающую в общение личность».
В экспертный совет чтений 2019 года вошли: учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ п. Пола Новгородской области, заслуженный учитель РФ Ирина Евлампиева, доктор филологических наук Софья Каганович, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой новых медиа и связей с общественностью, секретарь Российского общества Достоевского Наталья Шварц, советник при ректорате НовГУ им. Ярослава Мудрого Николай Подосокорский, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательского центра "Ф.М. Достоевский и мировая культура" ИМЛИ РАН Анна Гумерова, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательского центра "Ф.М. Достоевский и мировая культура" ИМЛИ РАН Валентина Сергеева, научный сотрудник научно-исследовательского центра "Ф.М. Достоевский и мировая культура" ИМЛИ РАН Татьяна Магарил-Ильяева, преподаватель Школы ИПСИА Ф. Корни Кристина Росси, преподаватель ПСТГУ, соискатель ИМЛИ РАН Катерина Корбелла.
В докладах и на круглом столе поднимались следующие темы: "Функция сказки в повести Ф.М.Достоевского «Неточка Незванова»", "Детство Неточки Незвановой как мир отрицаний", "О музыкальных инструментах Егора Ефимова", "Незавершенный текст у Ф.М. Достоевского и Дж.Р.Р. Толкина", "Другой двойник в повести Ф.М. Достоевского «Двойник»", "Понятие "единый текст" как инструмент исследования творчества Достоевского 40-х годов"", "Белые ночи: места и свет?" и др.
Филологические чтения «Произведения Ф.М. Достоевского в восприятии читателей XXI века» представляют собой уникальный проект 20-летнего сотрудничества общеобразовательной школы, вузов, музеев и академической науки в деле изучения и популяризации творчества Ф.М. Достоевского, рассматриваемого через призму русской и мировой культуры. В разные годы в чтениях принимали участие школьники и студенты из Новгородской, Воронежской, Кировской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Самарской, Смоленской, Ульяновской областей, а также из Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана и других регионов страны.
С 2015 года чтения проходят как международные - в них принимают участие лицеисты и преподаватели литературы из Италии и Китая. В июне 2009 года Юношеские чтения получили гриф "Российская Академия Наук. Институт мировой литературы им. А.М. Горького". Лучшие доклады участников публикуются в научном академическом журнале "Достоевский и мировая культура. Филологический журнал" ИМЛИ РАН.
Чтения ведут свою историю с 1999 года. В 2006-2011 гг. чтения проходили при финансовой поддержке Фонда Святого Всехвального Апостола Андрея Первозванного и межрегионального фонда "Центр Национальной Славы России".
В 2012 г. чтения проводились при финансовой поддержке Анастасии Александровны Власовой-Ягодиной.
В 2013 г. чтения проходили при финансовой поддержке Комитета гражданских инициатив.
В 2014 г. чтения проходили при финансовой поддержке издательства «Русское слово».
В 2017 г. чтения проходили при финансовой поддержке Фонда "Русский мир".
Доклад Т. Касаткиной «Неточка Незванова»: поэтика и динамика имени
ФОТО