6-9 сентября 2021 состоится международный коллоквиум «"Городская литература": часть средневековой культуры или литературоведческий концепт Нового времени?», организованный совместно ИМЛИ РАН и ПСТГУ при участии Университета Клермон-Феррана (Франция) и Центра по изучению социопоэтики (Клермон-Ферран).
Термин «городская литература Средних веков» распространён в разных национальных историко-литературных школах, однако наибольшее значение он получил в немецкой медиевистике, а вслед за ней – в русской. Он занимает, например, важное место в статьях Ф. Вольфцеттеля, ученика и последователя Э. Келлера, собранных в недавно опубликованном томе его работ (Friedrich Wolfzettel, La Poesie lyrique du Moyen Age au Nord de la France. Etudes choisies, Paris, 2015). Вольфцеттель относит к городской литературе многие из поэтических произведений, созданных в XIII веке и позднее, – например, религиозные поэмы, пастуреллы, а также поэзию Рютбефа, Вийона или поэзию Арраса. При этом «городская литература» предстает как новый этап в развитии интеллектуальной и литературной жизни Средних веков, значительно более близкий к современной литературе, нежели так называемая аристократическая литература. За этим представлением проглядывает схема исторического развития общества, переходящего от феодализма к буржуазной формации, каждой из которых соответствует литература определенного типа.
Термин «городская литература», однако, полностью отсутствует в «Опыте средневековой литературы» П. Зюмтора, несмотря на то, что он касается многих произведений, которые другими исследователями рассматриваются в связи с ним (например, сатиры, аллегорической поэзии, «Романа о Розе», поэм о сословиях и др.); он также неоднократно упоминает «дидактическую литературу», – область, которая по многим параметрам пересекается и совпадает с той, что отождествляют с «городской литературой». В более поздней работе (La mesure du monde: representation de l'espace au Moyen Age, 1993) Зюмтор использует интересующий нас концепт, в то же время существенно его сужая: согласно ему, разные литературные жанры в неодинаковой степени отражают связь человека с его средой, и именно в этом смысле можно говорить о городской литературе XIII-XIV веков. Х.Плей (Herman Pleij, « La representation du travail dans la litterature neerlandaise du Moyen Age», Le verbe, l'image et les representations de la societe urbaine au Moyen Age, 2002, p. 239 - 250) отмечает, что в литературе Фландрии и Брабанта находят отражение ценности городских элит (осуждение чревоугодия и пьянства, похвала упорному труду, желание добиться успеха), хотя нельзя сказать, что они присущи исключительно городу и появились именно в нем. Тем не менее эти ценности маркируют моральный склад «горожан определенного типа», живших в Голландии Золотого века.
Многочисленны статьи, посвященные изображению города в средневековой литературе. По мнению авторов этих статей, в части произведений образ города обусловлен влиянием античной и в особенности позднеантичной литературы с их топосами прославления городов (laudes urbi) и в то же время сатирическим осуждением горожан (см., в частности, Pierre Bouet, «L'image des villes normandes chez les ecrivains normands de langue latine des XIe et XIIe siecles », Les villes normandes au Moyen Age, 2006, p. 317-336). В других, как можно предположить, отражаются специфические ценности «городского сознания» (Elodie Lecupre-Desjardin, «L'autre et la ville: l'apport des temoignages etrangers dans la connaissance des villes des anciens Pays-Bas bourguignos a la fin du Moyen Age», Le verbe, l'image et les representations de la societe urbaine au Moyen Age, 2002, p. 55-74). Иногда различные понимания термина «городская литература» накладываются друг на друга в одной и той же работе, – как, например, в разделе о литературе Средневекового города, включенном в Очерк средневековой литературы, под редакцией Д. Пуариона (ср.: Jean-Pierre Bordier, « La ville et le poete au XIIIe siecle », D. Poirion, Precis de litterature medievale, 1983, p. 161-164).
В целом существующие работы позволяют обнаружить по меньшей мере четыре разных понимания термина «городская литература»: литература, написанная в период развития городов и связанная с образованием новой общественной формации; литература, так или иначе описывающая город и горожан; литература, созданная жителями городов – специфическими социальными группами, которые возникают в условиях средневекового города; литература, которая защищает «городские ценности».
Участники коллоквиума возвращаются к определению термина «городская литература» в связи с анализом конкретных произведений, которые в той или иной степени ассоциируются с литературой средневекового города с тем, чтобы понять, какие критерии позволяют отнести их к этому корпусу текстов. Эти исследования, мы надеемся, будут способствовать и пониманию того, в какой степени термин «городская литература» находит опору в истории средневекового общества и истории средневековых литератур, в какой, быть может, является концептом, порожденным социологическим подходом к изучению литературы и увязывающим ее эволюцию со сменой так называемых общественных формаций.
В коллоквиуме, который пройдет в смешанном формате, принимают участие ученые Франции, Швейцарии, Бельгии, Канады, Италии, России. Коллоквиум получил финансовую поддержку Фонда научного развития ПСТГУ, Университета Клермон-Феррана и Центра по изучению социопоэтики (Клермон-Ферран), Центра франко-российских исследований (Москва).