Постоянно действующий научный семинар Литературный процесс в Германии после 1945 года (в рамках выполнения проекта «История литературы Германии ХХ века»)
Организаторы:
Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН,
Научно-исследовательская лаборатория «Изучение национально-культурных кодов мировой литературы в контексте межкультурной коммуникации» ННГУ им. Н.И. Лобачевского,
Московский государственный областной университет (МГОУ),
Балтийский технический государственный университет «Военмех» им. Д.Ф. Устинова,
Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова,
Тольяттинский государственный университет
Руководитель:
Д.ф.н, в.н.с. ИМЛИ РАН Тамара Викторовна Кудрявцева
Программа:
Обсуждение концепции и структуры к/т «История литературы Германии ХХ века». В 2 т. Т 2. Книга первая «Литература послевоенной Германии (1945-1949)» - докладчик Т.В. Кудрявцева.
Обсуждение главы «Социалистический реализм в Германии» для к/т «История литературы Германии ХХ века». В 2 т. Т 2. Книга первая «Литература послевоенной Германии (1945-1949)» - докладчик Т.В. Кудрявцева.
Отчет
На семинаре состоялась живая и конструктивная дискуссия по двум вопросам:
1. О к/т «История литературы Германии ХХ века. Том 2. Книга 1. Литература послевоенной Германии (1945-1949)».
Коллективный труд «Литература послевоенной Германии (1945–1949)» – первая книга второго тома «Истории литературы Германии ХХ века» – – историко-литературное исследование, посвященное системно-комплексному рассмотрению всех сторон литературного процесса в послевоенной немецкой литературе, следует методологическим и структурным принципам, изложенным и обоснованным в процесс реализации предыдущей части Истории (История литературы Германии ХХ века. Том 1. Книга первая: Литература Германии между 1880–1918 годами; Том 1. Книга вторая: Литература Германии между 1918–1945 годами). Второй том предполагает в своем составе три книги: 1. «Литература послевоенной Германии (1945–1949)», 2. «Литература Германии 1950-1960-х годов», 3. «Литература Германии 1970–1980-х годов». В Третьей книге предусмотрена заключительная глава «Основные тенденции развития литературы в воссоединенной Германии. Детальное изучение истории литературы воссоединенной Германии после 1990 года – перспективная задача нового труда, а именно, этот период должен, на наш взгляд, стать предметом исследования в рамках рассмотрения литературного процесса уже XXI века.
Задача данного исследования (литература послевоенной Германии, 1945–1949) – рассмотреть особенности бытования в новых исторических условиях (крах Третьего рейха и его последствия) тех литературных явлений, которые заявили о себе до 1945 года, вскрыть предпосылки, причины и последствия разделения послевоенного литературного пространства, проанализировать динамику развития литературного процесса нескольких послевоенных лет (до разделения Германии на два государства, ГДР и ФРГ) и показать их важность для формирования облика немецкой литературы второй половины ХХ в.
Закрепившиеся за послевоенным периодом 1945–1949 ярлыки «час ноль», «литература руин» до сих пор определяют статус переходной литературной ситуации в западной и восточной оккупационных зонах как недостаточно ярко выраженный для того, чтобы исследовать протекавшие там процессы в рамках некой сложившейся историко-литературной системы. Не отрицая, а подчеркивая переходный характер эпохи, авторы нового труда, тем не менее, исходят из того, что этот период может и должен рассматриваться как самостоятельное и важное звено в развертывании литературного процесса в Германии, что обусловлено прежде всего историческими и идеологическими причинами.
Особенности литературного процесса в послевоенной Германии во всех его проявлениях, во многом лишенного своего естественного развития в годы нацизма (существование антифашистской литературы в эмиграции и подполье), после краха нацистского государства по-прежнему проявляли себя в творчестве писателей, которые определяли художественное и содержательное своеобразие немецкой литературы первой половины ХХ в. Однако в новых условиях их творчество не могло не претерпеть изменений, и именно в 1945–1949 гг. был создан фундамент того размежевания этических, эстетических и идеологических, групповых и индивидуальных творческих установок, которое в полную силу проявило себя уже в литературе разделенной Германии. Многие писатели, творчество которых предусмотрено представить в предлагаемом труде, были предметом изучения в прежних историях литературы, в том числе, в дополнительных томах к «Истории немецкой литературы» –«Литература ГДР» и «Литература ФРГ». В новом труде их творчество будет вписано в изучаемый период, а анализ получит более взвешенный характер, насколько возможно свободный от идеологических и прочих субъективно окрашенных оценок. Кроме того, в книгу войдут главы, посвященные писателям, до сих пор не получивших освещения в отдельных монографических главах (Л. Ринзер, В. Шнурре и др.).
В ходе реализации проекта будут рассмотрены основные проблемно-тематические и художественно-эстетические особенности развития в новых условиях уже существующих литературных явлений (серболужицкая литература, официальная литература Третьего рейха, литература внешней и внутренней эмиграции и др.). Предполагается исследовать новые явления, возникшие как требующая осмысления реакция на годы нацистской диктатуры (комплекс «немецкой вины», «литература руин» и др.), демонстрирующие как общие, так и противоположные черты в зависимости от их локализации на западе или востоке страны. Будет исследовано содержательное и стилевое своеобразие основных течений, школ и групп, которые вышли на передний план именно после 1945 г. («литература руин», Группа 47, магический реализм, экзистенциализм, социалистический реализ, и др.). Из перечисленных выше явлений только «литература руин» рассматривалась в качестве конституирующего элемента послевоенного литературного процесса.
Отдельные главы будут посвящены важным для указанного периода жанрообразующим составляющим литературного пространства (радиопьеса, кабаре, детская литература и др.).
2. О главе «Социалистический реализм»
Социалистический реализм» в Германии — система художественно-эстетических взглядов, получившая распространение после 1945 в Восточной зоне оккупации и впоследствии в ГДР. Истоки социалистической литературы в Германии следует отнести к середине XIX в. (К. Маркс, Ф. Энгельс о необходимости поставить литературу на службу партийным и классовым интересам, особенности предмартовской литературы —. Фрейлиграт, Г. Веерт и др). На рубеже XIX–XX вв. произведения рабочей литературы (Р. Лавант, Л. Якоби, М. Каутская и др.): критика социально-политического устройства общества, героизация человека труда, партийных вождей, прославление идей свободы, равенства, братства, будущего мира господства трудящихся и пр.
История становления марксистской эстетики (Ф. Меринг).
Зачинатели литературы соцреализма (1920–1930-е) — И.Р. Бехер, Б. Брехт, Ф. Вольф, Э. Вайнерт, Л. Ренна, и др.
Г. Лукач – теоретик социалистического реализма.
Теория и практика соцреализма после 1945 г. Соцреализм — единственное официально признанное направление в искусстве ГДР.
Основные черты — социальный оптимизм, разъясннения смысла социалистических преобразований, следование клишированным образцам (Х. Мархвица, О. Готше, Э. Клаудиус и др.).
Основная тема — формирование революционного сознания немецкого рабочего и крестьянина, предмет изображения — личность, активно участвующая в строительстве социализма (Э. Нойч и др.).
Примеры свободы творческого самовыражения (Б. Брехт и др.).
Критика и недовольство реальным социализмом (А. Зегерс, К. Вольф и др.). Философские, нравственные, эстетические проблемы, внимание к поэтике (А. Зегерс, Б. Райман, И. Бобровский, П. Хакс, «Х. Мюллер и др.).
Размывание и историческая смерть (1970–1980-е гг.). Утрата социалистических идеалов и пр. (Ф. Браун, Б. Папенфус-Горек, Ш. Дёринг, У. Кольбе и др.).
В обсуждении и дискуссии участвовали: Г.В. Синило, А.А. Стрельникова, Т.А Шарыаина, Т.Н. Андреюшкина, П.В. Абрамов, М. Потемина, Ю. Ткаченко, А. Фролова и др. Имеется видеозапись.