logo small white

ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ им. А.М. ГОРЬКОГО РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

Семинар прошел в отделе теории литературы 7 февраля 2017 г.

7 февраля, во вторник, в 18-00, в комнате № 13 (отдел теории) ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, на заседании семинара отдела теории "Фэнтези: литература, игра и реальность" состоялся доклад с.н.с отдела теории ИМЛИ В.С. Сергеевой "Педагогика фэнтези: взросление и ответственность".

Речь в докладе шла не о педагогических системах, изображенных в произведениях жанра фэнтези, а, скорее, о том, как представляется создателям миров фэнтези духовное взросление героя и почему оно зачастую становится сюжетообразующим моментом. Полноценное вхождение в магический мир - независимо от того, мыслится ли он в произведении явно магическим, скрыто магическим или об этом не говорится - предполагает умение слышать и понимать мир (и других людей в том числе), умение брать на себя ответственность за совершаемые в мире изменения... психологическое взросление - это "месседж" фэнтези.

Ключевыми для доклада произведениями стали "Волшебник Земноморья" Урсулы Ле Гуин (об ответственности за свои поступки, о поддержании мировой гармонии, о важности правильного ответа на вопрос «Кто я?» http://www.e-reading.club/book.php?book=126900 ); "Превыше чести" Э. Раткевич (об инициации уже взрослого человека, о мистическом взрослении и вхождении в, собственно, магический мир http://www.e-reading.club/bookreader.php/47838/Ratkev... ); а также два эссе психолога Е. Мурашовой "Лунная девочка" https://snob.ru/selected/entry/48302 и "Вызыватель дождя" https://snob.ru/selected/entry/50226 (их герои - дети, полноправно входящие в мир с его внутренней магией, как герои фэнтези, причем в окружении взрослых, которые не хотят или боятся слышать мир).

(Анна Гумерова)