Статья из сборника Литературные взаимосвязи России XVIII–XIX веков: по материалам российских и зарубежных архивохранилищ. 2016. Вып. 2.
Статья Н.Д. Блудилиной "Творчество -- "черта начальна Божества.." Духовный диалог Державина и Негоша о вечном бытии поэзии" вышла в газете "Дан" (Черногория). Ссылка на номера газеты
http://www.dan.co.me/?nivo=3&
http://www.dan.co.me/?nivo=3&
http://www.dan.co.me/?nivo=3&
http://www.dan.co.me/?nivo=3&
http://www.dan.co.me/?nivo=3&
Блудилина Наталья Даниловна, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, Москва
ТВОРЧЕСТВО — «ЧЕРТА НАЧАЛЬНА БОЖЕСТВА…» ДУХОВНЫЙ ДИАЛОГ ДЕРЖАВИНА И НЕГОША О ВЕЧНОМ БЫТИИ ПОЭЗИИ1
Аннотация
В статье проводится исследование метафизического единства поэзии Державина (ода «Бог» и другие произведения) и Негоша (поэма «Луч микрокосма») сквозь призму разных аспектов проблемы «Черта образа Божия в человеке — творчество». Человек создан по образцу и подобию Божию. Человек космичен, а мир человечен. Человек в мире — существо творчески действующее. Тождественно ли творчество человека с творчеством Бога? Бог творит бытие из пустоты, а человек творит из Божественной полноты. Человек призван быть со-творцом мира, он продолжает раскрытие Божественного замысла о мире. Итак, творчество в человеке есть черта образа Божия.
Ключевые слова XVIII, XIX, век, литература, поэзия, русская, сербская, Державин, ода «Бог», Негош, поэма «Луч микрокосма», Бог, человек, творчество, метафизика.
Bludilina Natalia Danilovna, doctor of philological sciences, senior researcher of the Institute of World literature RAS, Moscow
CREATIVITY — «FEATURE THE BEGINNING OF GOD …» SPIRITUAL DIALOGUE OF DERZHAVIN AND NJEGOŠ ABOUT ETERNAL LIFE OF POETRY
Abstract The article examines the metaphysical unity οf the poetry by Derzhavin (Ode «God» and other works) and Njegoš (poem «Ray of the microcosm») through the prism of different aspects of the problem «Feature of the image of God in man is creativity». Man was created on the image and likeness of God. Man is cosmic, and the world is human. Human being in the world is creatively active. If we may identify human creativity with the deeds of God? God creates the world from emptiness and human from fullness of God. A human is called to be a co-creator of the world, he disclosures God's plan about the world. So, creativity in human there is a trait of the "image of God".
Keywords XVIII, XIX century, literature, poetry, Russian, Serbian, Derzhavin, Ode «God», Njegoš, poem «Ray of the microcosm», God, man, creativity, metaphysics.
Полностью статью можно прочесть в сборнике Литературные взаимосвязи России XVIII–XIX веков: по материалам российских и зарубежных архивохранилищ. 2016. Вып. 2.