logo small white

ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ им. А.М. ГОРЬКОГО РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

Елена Михайловна Дьяконова, кандидат филологических наук, профессор Института восточных культур и античности РГГУ, ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН прочла лекцию в рамках летней образовательной программы к выставке «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо» в ГМИИ им. Пушкина.

С древних времен японская культура тяготела к минимализму. Можно вспомнить и краткие стихотворения танка в 31 слог и хайку в 17 слогов; и миниатюрные фигурки нэцкэ, которые носили подвешенными к поясу; и карликовые деревья бонсай, цветущие и плодоносящие; и крошечные сады, где камни и горы навевают думы о древнем, а вода напоминает об отдаленном… Использование белого пространства бумажного листа и минимальных изобразительных средств – отличительные свойства дзэнской живописи тушью. Все эти формы искусства и литературы обладают некоторым общим свойством – демонстрировать большое в малом. Об этом идет речь в лекции.