Книга Вадима Баяна (наст. имя Владимир Иванович Сидоров, 1880-1966) – это первое достаточно полное издание произведений одного из самобытных русских писателей ХХ века. Интерес к его творчеству и незаурядной личности чрезвычайно возрос в последние годы как среди читателей, так и в научной среде. Задачей настоящей книги стала публикация творческого наследия В. Баяна, введение новых данных и уточнение существующих сведений о писателе. Книга подготовлена на основе богатейших материалов личного архива писателя, сохраненного в частной коллекции.
Вадим Баян. Сиреневые хмели / вступ. статья М.В. Щеглова. Сост. и коммент. В.Н. Терехина. – СПб.: ООО «Издательство “Росток”». 2022. 680 с. – Серия «Неизвестный ХХ век».
Книга «Вадим Баян. «Сиреневые хмели…» состоит из нескольких разделов. В центре первого раздела – сборник «Лирический поток: Лирионетты и баркаролы» (СПб.; М., 1914). Одно из стихотворений дало название книге: «В моей душе сиреневые хмели…/Я пью любви сверкающий фиал…» Здесь также стихи из коллективных сборников, относящиеся к эгофутуристическому периоду его творчества, и поэма «Бонвиван» (1914). Следующий значительный этап представлен «космопоэмами» «Вселенная на плахе» (1919—1920), «По мостовой тысячелетий» (1922), «Собачество» (1922).
Поэтический раздел завершает книга советских обрядов «Кумачовые гулянки» (1927) – яркое отражение участия В. Баяна в культурной революции 1920-х гг.
Второй раздел посвящен прозе - это рассказы 1910-х гг. и впервые публикуемые по рукописи повесть «Астраханщина» и агит-пьеса «Монтаж князя Подковыркина».
В третий раздел вошли воспоминания В. Баяна о Первой олимпиаде российского футуризма в Крыму в январе 1914 г., организатором которой он был, а также его полемика с Маяковским по поводу героя пьесы «Клоп» Олега Баяна.
Во вступительной статье приводятся письма известных литераторов, адресованные В. Баяну, среди них И. Северянин, Ф. Сологуб, Т. Щепкина-Куперник, В. Шершеневич и др., большое собрание автографов М. Волошина, Р. Ивнева, О. Мандельштама, Г. Шенгели, Л. Столицы и др. В письмах Г. Шторма содержится первое упоминание о юном поэте Борисе Поплавском и ранняя редакция его первой поэмы «Герберт Уэльс» (опубликована В. Баяном в сб. «Радио»).
В литературных произведениях Вадима Баяна запечатлены характерные черты быстро менявшейся эпохи, его эволюция от эгофутуризма к попыткам запечатлеть процессы глобального, космического характера, а также последующий переход к агитпроизведениям за новый быт.
Несомненно, публикация разноликого литературного наследия Вадима Баяна, воспоминаний, писем, документов из личного архива писателя представляет значительную ценность, так как расширяет наше знание о Серебряном веке русской поэзии и литературе советского периода.