Работа музея-квартиры А.М. Горького в праздничные дни

Выходные дни: 28, 29, 30 апреля, 1, 9, 10  мая.

11, 12  мая музей работает.

Отдел(ы):

Отдел классических литератур Запада и сравнительного литературоведения

Топорова Анна Владимировна

доктор филологических наук,

ведущий научный сотрудник

 

Биография

В 1985 г. окончила филологический факультет МГУ. В 1987—1990 гг. – аспирантура на филологическом факультете МГУ. В 1990 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Поэтика итальянской комической («шуточной») лирики XIII—XIV вв.» Докторскую диссертацию защитила в ИМЛИ в 2011 г. на тему "Эволюция итальянской проповеди XIV—XV вв." Работает в ИМЛИ РАН с 1992 г.

 

Круг научных интересов

Итальянская литература, средневековая литература, религиозная литература.

Общественная и преподавательская деятельность

Читает лекции по истории итальянской литературы в РГГУ.

 

Основные публикации

Монографии

  1. Ранняя итальянская лирика. М., ИМЛИ РАН, Наследие, 2001. 195 с.
  2. Проповедь и проповедники в Италии: от Средних веков к Возрождению. М., «Тезаурус», 2011. 381 с.
  3. Средневековая итальянская проповедь. Этапы эволюции. Saarbrucken, LAP Lambert Academic Publishing, 2012. 518 с.
  4. Св. Екатерина Сиенская. Письма. Изд. подготовила А.В. Топорова. М., Ладомир, «Литературные памятники», 2013. 520 с.
  5. Джироламо Савонарола. Проповеди на книгу пророка Аггея. Изд. подготовила А.В. Топорова. М., Наука, Сер. "Литературные памятники", 2014. 309 с.
  6. Религиозная жизнь средневековой Италии в зеркале литературы. М.-СПБ, Центр гуманитарных инициатив, 2018 (серия Mediaevalia).- 191 с.
  7. Очерки по истории жанров средневековой религиозной литературы (Италия, XIII-XV вв.). М., РГГУ, 2020. 307 с.
  8. Данте Алигьери. Учебное пособие для студентов гуманитарных вузов. М., РГГУ, 2022.

 

Статьи:

  1. Лексико-семантическая структура «Фьоретти». – Тезисы 4-й научной конференции молодых ученых и специалистов. М., ВГБИЛ, 1986. С. 91-94.
  2. Анализ одной группы лауд Якопоне да Тоди. – Тезисы 5-й научной конференции молодых ученых и специалистов. М., ВГБИЛ, 1988. С. 53-56.
  3. Истоки итальянской политической лирики – Слово в контексте литературной эволюции: Средние века – Возрождение – Новое время. М, МГУ, 1989. С. 16-23.
  4. Любовь в тосканской комико-реалистической лирике XIII-XIYвв. // Вестник МГУ. Филология. М., МГУ, 1990, № 4.
  5. Лексико-семантические компоненты комического стиля (на примере итальянской комико-реалистической поэзии XIII-XIY вв.). – Проблемы семантики и прагматики. Тезисы докладов. М., МГУ, 1989. С. 38-41.
  6. Поэтический язык тосканской «шуточной» лирики XIII-XIY вв. – Проблемы поэтического языка. Т.2. Поэзия Западной Европы. Тезисы докладов. М., МГУ, 1989.
  7. Создание и распространение средневековых текстов (на примере францисканской литературы XIII-XIY вв.). – Книга в системе международных культурных связей. М., ВГБИЛ, 1990. С. 5-17.
  8. Поэтика тосканской комико-реалистической («шуточной») лирики XIII-XIY вв. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Москва, 1990. 24 с.
  9. Поэтический мир Фольгоре да Сан Джиминьяно («Корона месяцев»). – Романское языкознание. Семантика и перевод. М., Наука, 1991.С. 108-115.
  10. Итальянская поэзия в русских переводах. XIII-XIX вв. М., Радуга, 1990. Справки об авторах и комментарии. С. 750-785.
  11. Святой Франциск Ассизский. – Свеча. Литературный альманах. Москва, Аслан, 1994. С.35-42.
  12. Батюшков и Тассо: восприятие итальянского поэта в русской культуре. – Europa Orientalis 17 (1998):2. Р. 55-67.
  13. Энциклопедия литературных героев. Зарубежная литература. Античность. Средние века. М., Олимп, 1998. Статьи «Франциск Ассизский», «Данте», «Беатриче».
  14. Религиозная поэзия. – История литературы Италии. Т.1. Средние века. М., ИМЛИ РАН, 2000. С. 109-148.
  15. Культура двора Фридриха II и поэзия сицилийской школы. История литературы Италии. Т.1. Средние века. М., ИМЛИ РАН, 2000. С.149-154.
  16. Поэзия нового сладостного стиля. – История литературы Италии. Т.1. Средние века. М., ИМЛИ РАН, 2000. С. 199-222.
  17. Комическая поэзия. – История литературы Италии. Т.1. Средние века. М., ИМЛИ РАН, 2000. – С.223-242.
  18. Мистики и агиографы. – История литературы Италии. Т.1. Средние века. М., ИМЛИ РАН, 2000. С. 281-306.
  19. Городская литература Треченто. – История литературы Италии. Т.1. Средние века. М., ИМЛИ РАН, 2000. С. 381-389.
  20. Феномен Савонаролы. – Пятнадцатый век в европейском литературном развитии. М., ИМЛИ РАН, Наследие, 2001. С. 172-188.
  21. Поэтическое выражение мистического опыта: Якопоне да Тоди, Ричард Ролл, Мехтхильда Магдебургская. – Проблемы итальянистики. Выпуск 2. Литература и культура. М., РГГУ, 2006. С. 14-34.
  22. Городская и придворная литература Кватроченто. – История литературы Италии. Т. II. Возрождение. Книга 1. Век гуманизма. М., ИМЛИ РАН, 2007. С. 593-613.
  23. Джироламо Савонарола и религиозная литература. – История литературы Италии. Т. II. Возрождение. Книга 1. Век гуманизма. М., ИМЛИ РАН, 2007. С. 614-633.
  24. Истоки жанра проповеди на итальянском языке (о проповедях Джордано да Пиза) // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2009. №5. С. 25-35.
  25. Бернардино да Сиена – реформатор средневековой проповеди // Филологические науки. 2009. № 6. С. 33-45.
  26. Образ проповедника в теории и практике средневековой проповеди // Вопросы филологии. 2009. №3. С. 105-111.
  27. «Женская» тема в средневековой итальянской проповеди // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2010. №1. С. 117-123.
  28. Политика в свете вечности: Джироламо Савонарола // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2010. № 2. С.122-128.
  29. Контрасто Чело д'Алькамо "Rosa fresca aulentissima": проблема стиля // Кентавр. 2010. № 7. С. 53-59.
  30. Судьба sermo ad status в истории средневековой итальянской словесности // Вопросы филологии. 2011, № 1. С. 80-86.
  31. Политика в итальянской проповеди XIV-XV вв. // Вестник Российского Государственного Гуманитарного Университета. Сер. Филология. 2011. № 7  (69). С.75-86.
  32. "Зерцало истинного покаяния" Якопо Пассаванти: границы жанра средневековой проповеди // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2011. № 3. С. 42-45.
  33. Гвиттоне д'Ареццо и Джироламо Савонарола: поэзия vs. проповедь // Вестник Педагогического Свято-Тихоновского Государственного Университета. Сер. Филология. 2011. III:2 (24). С. 7-18.
  34. Особенности ранней проповеди нищенствующих орденов // Вестник Волгоградского Государственного педагогического университета. Сер. Филология. 2011, № 5 (59). С. 28-32.
  35. Гвиттоне д'Ареццо и Якопоне да Тоди (апология Гвиттоне) // Laurea Lorae. Сборник памяти Л.Г. Степановой. / Отв. ред. Ст. Гардзонио, Н.Н. Казанский, Г.А. Левинтон. СПб: Нестор-История, 2011. С. 218-225.
  36. «Эпистолярная проповедь» Екатерины Сиенской // Проблемы итальянистики. Культура и литература Италии. Эпохи, стили, идеи. Вып. 4. М., РГГУ, 2011. С. 3-17.
  37. «Св. Екатерина Сиенская: феномен «социальной мистики» // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2011. № 1. С. 88-93.
  38. Секуляризация средневековой проповеди в Италии XV в.: Бернардино да Сиена // Флорилегий 1. Чтения по истории христианской позднеантичной и средневековой литературы. М. 2011. С. 218-226.
  39. Поэма Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим»: замысел и его воплощение // XXII ежегодная богословская конференция Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Т.2. М., Изд. ПСТГУ, 2012. С. 150-153.
  40. Савонарола и Макьявелли: взгляд на политику // «Перечитывая Макьявелли: у истоков современной науки. Идеи и политическая практика через века и страны». Тезисы международной конференции. М., Институт всеобщей истории РАН, 2012. С. 127-140.
  41. 49. Савонарола и Макьявелли: взгляд на политику // «Перечитывая Макьявелли: у истоков современной науки. Идеи и политическая практика через века и страны».  Сборник статей. М., Институт всеобщей истории РАН, 2013. С. 253-268. 
  42. 50. Средневековый жанр суммы и «Божественная комедия» Данте Алигьери // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2014. Т.73, N 3. C. 69-76.
  43. 51. К вопросу о жанре "Золотой легенды" Иакова Ворагинского //  Известия РАН. Серия литературы и языка. 2015. Т. 74, №2. С. 47-53.
  44. 52."Субъективная аллегория": к вопросу о роли личного начала в интерпретации текста" // Культурологический журнал. 2015, N 1. cr-journal.ru
  45. 53. "Коллекционирование знаний" как основа средневекового жанра суммы // Собирательство и меценатство в эпоху Возрождения. РОССПЭН, 2015, с. 9-16.
  46. 54. К вопросу о жанре "Новой жизни" Данте // Литературоведческий журнал. М., РАН, ИНИОН, 2015. № 37. – С. 64-74.
  47. 55. Идея единства в итальянской литературе Средних веков и раннего Возрождения // Проблемы итальянистики. Вып. 6. Итальянская идентичность: единство в многообразии. М., РГГУ, 2015. С. 28-37.
  48. 56. Драматический элемент в итальянской религиозной поэзии Средних веков //  Известия РАН. Серия литературы и языка. 2016. Т. 75, №2. С. 54-59.
  49. 57. Тема покаяния у средневековых итальянских авторов: жизнь и литература // Вестник Костромского Государственного Университета им. Н.А. Некрасова. 2016. Т. 22, № 2. С. 79-83.
  50. 58. Эпистолярный жанр в итальянской средневековой литературе // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2017. Т. 76, № 3. С. 38–45.
  51. 59. “Spiriti” и “spiritelli” у Гвидо Кавальканти и Данте Алигьери: персонализация чувств. – Бестиарий и чувства. М., Интрада, 2017. С.144-149.
  52. 60. «Книга» Анджелы да Фолиньо как образец жанра откровений // Вестник Костромского Государственного Университета им. Н.А. Некрасова. 2017. Т. 23,  № 1. С. 78-82.
  53. 61. «Проворная и вьющаяся рысь»: мотив движения и его функции в первой песни дантовского «Ада». – Бестиарий движений. Res et verba – 6. Тула: Аквариус, 2018. С. 11-15.
  54. 62. Il tema della penitenza nei testi del Medioevo italiano: vita e letteratura -  L’Accademia della Crusca e gli studi sulla lingua e la letteratura italiana in Russia. Firenze, 2018. P. 21-32.
  55. 63. Купеческая переписка XIV в. как факт культуры – Итальянский язык и культура: связи, контакты, заимствования. М.: РГГУ, 2019. С. 11-20.
  56. 64. Аллегория в проповедях Джироламо Савонаролы //  Аллегория в истории зарубежной литературы: от поздней античности до романтизма. Москва, ИМЛИ РАН, 2019. С. 156-175.
  57. 65. Аллегория в истории зарубежной литературы: от поздней античности до романтизма. Отв. редактор А.В. Топорова. Москва, ИМЛИ РАН, 2019. Введение, с. 3-11.
  58. 66. Жест в средневековой западноевропейской проповеди (на примере итальянской проповеди XIII-XIV вв.) // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019, № 3. С. 10-20.
  59. 67. Le sermon médiéval et ses codes de communication. Le cas de Bernardin de Sienne // Le texte médiéval dans le processus de communication. Actes du colloque international « Aspects sociaux des littératures médiévales. Texte et situation communicative au Moyen Age ». 5-8 septembre 2016. Paris, Classiques Garnier,  2019. P. 171-182.
  60. 68. Реформа Джироламо Савонаролы // Книга и книжная культура в Западной Европе и России до начала Нового времени. Сб. в честь А.Х. Горфункеля. М.-СПБ, Центр гуманитарных инициатив, Петроглиф, 2019. С. 246-255.
  61. 69. Жанровая специфика средневековой итальянской гимнографии // Христианская гимнография: история и современность. М., ИМЛМ РАН, 2019. С.155-172.
  62. 70. Толкование Священного Писания в западноевропейской средневековой проповеди: у истоков метода "медленного чтения" //  Искусство медленного чтения. История, традиция, современность. М., ИМЛИ РАН, 2020. С. 69-75.
  63. 71. «Свое» и «чужое» в итальянских описаниях паломничеств в Святую землю (XIV-XV вв.) // Studia litterarum 2020. Т.5, №2. С. 88-101.
  64. 72. Данте как автор: стратегии создания собственного образа // Ad virum illustrum. К 70-летию М.Л.Андреева. М., Изд.дом "Дело", 2020. С. 359-370.
  65. 73. Образ преподобного Сергия Радонежского в житийной и художественной литературе // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2021, № 1. С.184-196.
  66. 74. Данте и его поэма в восприятии Б. Зайцева // Studia litterarum 2021. Т.6, №2. С. 184-197.
  67. 75. Фео Белькари - автор священных представлений // Проблемы итальянистики. Вып. 8. Культура Италии в зеркале языка и литературы. М., РГГУ, 2021. С. 15-24.
  68. 76. Данте как автор первой «истории итальянской литературы» // «История литературы»: ненаучные истоки одного научного жанра / отв. ред. М.Р. Ненарокова. М.: ИМЛИ РАН, 2022. С. 195–204.
  69. 77. Данте как «учитель жизни»: Франко Нембрини и о. Георгий Чистяков о Данте // Studia Litterarum. 2022, том 7, No 2. С. 62-75.
  70. 78. Данте как комментатор собственного текста // Данте в веках. La Divina Commedia в культурной традиции Европы и России. М., Центр Вознесенского, 2022. С. 182-191.
  71. К вопросу о терминологичности дантовского «стиля хвалы» // «В ответ на лучшие дары»: Венок к 63-му дню рождения Александра Евгеньевича Махова / Сост., автор предисловия Алиса Львова; Общая редакция О.Л. Довгий, А. Львовой. — Тула: Аквариус, 2022. С. 53-58.
  72. Рецензия на книгу: К. Ланда. Поэтика радости в «Комедии» Данте. Оригинальный текст и канонический перевод. СПб, 2021 // «Вопросы литературы» 2022 №5. С. 180-184.
  73. Предисловие к книге «Гвидо Гвиницелли. Канцоны и сонеты. Перевод с итальянского Павла Алешина». М., Водолей, 2023, с. 1-9.
  74. О некоторых особенностях дантовского загробного мира // Вестник Костромского государственного университета. 2023, № 1. С. 81-84.
  75. 83. Отношение живых и мертвых в «Комедии» Данте // «Семиотика в прошлом и настоящем». М., Институт славяноведения и балканистики, 2023. С. 212-220.
  76. 84. Итальянская дантология в XXI в.  // Проблемы итальянистики. Вып. 9 – М.: Изд-во РГГУ, 2023. С. 17-26.

 

Переводы:

  1. Мазуччо Гвардато. Новеллино. Москва, Республика, 1993. Перевод предисловий и послесловий к новеллам.
  2. Истоки францисканства. Assisi, Movimento francescano, 1996. Житие второе святого Франциска Ассизского, составленное Фомой Челанским. С. 329-520.
  3. Пьетро У. Дини. Балтийские языки. М., ОГИ, 2002. 542 с.
  4. Диво Барсотти. Христианская тайна в круге литургического года. М., Культурный центр «Духовная библиотека», 2008. 357 с.

 

Научно-методические публикации:

  1. История литературы Италии [Электронный ресурс] : рабочая программа дисциплины : по направлению 45.03.01 Филология : профиль "Зарубежная филология (компаративистика, языки,литература, культура России и страны специализации)" : квалификация выпускника - бакалавр: очная форма обучения. Ч. 1-2. Москва : РГГУ, 2015. - 49 с. - Режим доступа : http://elib.lib.rsuh.ru/elib/000009804. - Загл. с экрана. - ISBN 978-5-7281-1713-1.
  2. Литература Чинквеченто [Электронный ресурс]: рабочая программа дисциплины для магистратуры по направлению № 032700 – Филология: магистерская программа "Межкультурная коммуникация: язык, история и литература России и Италии": Квалификация выпускника - магистр: форма обучения очная Москва : РГГУ, 2015. - 40 с. Москва: РГГУ, 2015. - 40 с. - Режим доступа: http://elib.lib.rsuh.ru/elib/000009803. - Загл. с экрана. - ISBN 978-5-7281-1712-4.
  3. Ранняя итальянская поэзия [Электронный ресурс]: рабочая программа дисциплины: для магистратуры по направлению № 032700 – Филология: магистерская программа "Межкультурная коммуникация: язык, история и литература России и Италии": квалификация выпускника - магистр: форма обучения очная. Москва: РГГУ, 2015. - 42 с. - Режим доступа: http://elib.lib.rsuh.ru/elib/000009805. - Загл. с экрана. - ISBN 978-5-7281-1714-8