logo small white

ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ им. А.М. ГОРЬКОГО РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

Дьяконова Елена Михайловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН, профессор ИКВИА НИУ ВШЭ

Cпециалист по японской литературе и культуре, член правления Ассоциации японоведов, член Международного научного общества изучения синто, член Европейской Ассоциации по изучению Японии (EAJS).

Участник более 20 международных и отечественных конференций. Автор более 70 работ.

Член ученого совета Музея  Востока (с 2005 г. по настоящее время);

Член правления Российской Ассоциации японоведов (c 1999 по настоящее время);

Член Европейской Ассоциации японоведов (European Association for Japanese Studies, с 1991).

Член Международного общества синто (International Shinto Society, с 2000 г. по настоящее время)

Ответственный редактор и составитель 12 сборников и книг, в том числе "Вещь в японской культуре" (совместно с Н.Г.Анариной), Москва, Восточная литература, 2003, с. 262, монографии И.А.Борониной «Девять ступеней вака. Теоретические трактаты японской поэзии 1Х в.) М., Литературные памятники, 2005, с. 497.

Главный редактор серии "Японская классическая билиотека. ХХ в." (издано пять томов произведений японских писателей: Мори Огай (2002), Акутагава Рюносукэ (2002) , Кавабата Ясунари (2002), Дадзай Осаму (2003).

Редактор-составитель ежегодника «Япония» за 2013, 2014, 2015, 2016, 2017 гг. 

Редактор-составитель ежегодника «Япония» (раздел «Культура») за 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 гг. 

Член редколлегии интернет-журнала «Японские исследования» (WoS) за 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 гг.

Член редколлегии англоязычного журнала «Review of Russian Japanology» 2019, 2020.

 

Награды

Межрегиональная общественная организация Ассоциация японоведов наградила Е.М. Дьяконову, профессора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», ведущего научного сотрудника Института мировой литературы им. А.М. Горького премией им. академика Н.И. Конрада за 2021 год в основной номинации «Традиционная Япония».

 

Руководство диссертацией

Научное руководство кандидатской диссертацией аспиранта Отдела стран Азии и Африки М.Г.Селимова на тему “Идеал женщины в творчестве Танидзаки Дзюнъитиро. Переосмысление взглядов на национальную культуру”. Диссертация защищена 12 июня 2023 г. в ИМЛИ РАН, утверждена ВАК.


Преподавание

Курс японской литературы и культуры в Институте военных переводчиков (1976-1977), курс японской средневековой литературы в Лейденском университете (Нидерланды 1998), лекции в университетах Японии (университет Хитоцубаси, Хиросимский университет, университет Васэда, университет Кобэ 1999, 2000, 2012), курс по японской литературе в Институте стран Азии и Африки (МГУ) 1999, 2000), курсы по японской литературе, поэзии и поэтике, введению в специализацию в Институте восточных культур и античности (РГГУ) (1996-2016). Курсы в ИВКА: «История японской литературы (VIII-XX вв.)», «Введение в специализацию», «Лексикография Японии», «Поэзия и поэтика»,  «Поэтика раннесредневековой литературы», «Японский театр», магистрские курсы: «Эволюция классических жанров японской поэзии», «Литературные портреты. ХХ в.» (с 2016 г.). «Литература Японии» в общем курсе «Литература Востока» (с 2004 г. по настоящее время). Курс на ФИППе РГГУ:  «История японской литературы» (с 2009 г.).

 

Основные труды

Монографии

  1. Е.М.Дьяконова (в соавторстве с К.М. Азадовским). Бальмонт и Япония. М.: Нестор-История. 2017. 304 с.
  2. Е.М. Дьяконова (в соавторстве с А. Кудряшовой и Э. Кузьминовой). Японское чайное действо: Путь тишины. Москва: Арт Волхонка, 2018. 127 с.

 

Научный редактор и составитель

Жанр в восточной поэзии. Составитель, научный редактор, автор предисловия Е.М. Дьяконова. Москва: ИМЛИ РАН, 2022. 312 с. ISNB 978-5-9208-0622-2

Составление и редактура научного журнала-ежегодника «Япония», раздел «Культура» с 2013 по 2024 гг.

Составление и научная редактура интернет-журнала «Японские исследования», раздел «Культура» с 2013 по 2024 гг.

 

Переводы

  1. Ёсано Акико. На ложе любви. Из японской поэзии Серебряного века. Предисл., перевод, комментарии Е.М.Дьяконовой. М., Эксмо, 2007, с. 318.
  2. Ёсано Акико. Спутанные волосы. Предисл., перевод, комментарии Е.М.Дьяконовой. М., Эксмо, 2007, с. 317.
  3. Хигути Итиё. Сверстники. Повесть и рассказы. Перевод, предисл., коммент., СПб., Гиперион, 2005, 190 с.
  4. Переводы современной японской прозы Сёно Ёрико, Ю Мири, Фудзисава Сю, Банана Ёсимото, Экуни Каори и др. в сборниках: "Новая японская проза. Он/она". М., Иностранка, 2001, Т.1 сс. 225-260, 385-490, Т.2 419-478; "Теория катастроф. Антология современной японской литературы". М., Иностранка, 2003. 
  5. Хоригути Дайгаку. Стихи. - В антологии "Строфы века 2". Сост. Е.Витковский. М., 1999, сс. 456-459
  6. Исикава Такубоку. Дневник, написанный латиницей. Перевод, предисл., коммент. - В кн.: Японская поэзия Серебряного века. М., Эксмо, 2005, сс. 245-330.
  7. Масаока Сики. Ёсано Акико. Хайку, танка. - В кн.: Японская поэзия Серебряного века. М., Эксмо, 2005, сс. 20-27, сс. 164-173
  8. Светлый источник. Поэзия Китая, Кореи, Японии, Вьетнама. М., изд-во «Правда», 1989, 586 с.
  9. Сто строф трех поэтов на горе Юяма. Перевод Е.М. Дьяконовой. История и культура Японии VIII (LXXIX). Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2024, с. 84-89. 

  10. Хигути Итиё. Сверстники. 2-е издание. Перевод с японского, предисловие, комментарии Елены Дьяконовой. СПб.: Гиперион, 2022. 190 с.

 

Статьи

  1. Images of Nusantara in Russian Literature (in cooperation with V. Braginsky). Leiden: KTLV, 1999. 516 p. - In English.
    Reviews on: Nusantara in Russian literature, Leiden: KITLV Press, 1999 (co-authored with V. Braginsky)
  2. Alexentseva, T. in ‘The Journal of Malaysian Branch of the Royal Asiatic Society’ (JMBRAS), Vol 74, Pt. 1, 2001 (pp.127-129).
  3. Allen, P. in the Australian ‘Review of Indonesian and Malaysian Affairs’ (RIMA), Vol. 34, No 2, 2000 (pp.129-131).
  4. Hägerdal, H. in ‘Bijdragen tot de Taal-, Land- en Volkenkunde’, Vol. 158, No 3, 2002 (pp. 556-558).
  5. Shackle, C. in ‘Bulletin of the School of Oriental and African Studies’, Vol. 64, Pt 1 (p. 149).
  6. Citations (all from Google Scholar):
  7. Al-Turas: Mimbar sejarah, sastra dan budaya (Фильтр: Форум истории, литературы и культуры), vol. 11, issues 1-3 (2005), p. 21. (journal)
  8. Anthropology news; American Anthropological Association, vol. 41 (2000), p. 23 (journal).
  9. Anthropos, issue 95 (2000), p. 657.
  10. Asmah Haji Omar 2005. Malay images. Tanjong Malim (Malaysia): University Pendidikan Sultan Idris, pp. 186-7, 189 (book).
  11. Basis, Indonesia’s Weekly (Jakarta), vol. 54, issues 1-2 (2005), p. 46.
  12. (Basis and Tempo [see below] are [or were] two most popular socio-political and cultural weeklies in Indonesia of the Newsweek kind!).
  13. Boden, Ragna 2006. Die Grenzen der Weltmacht. Sowjetische Indonesiepolitik von Stalin bis Brezhnev. Stuttgart: Franz Steiner, p. 396 (book).
  14. Boekblad, vol. 167, issue 14-26, p. 140 (The Dutch bibliographical journal), p. 140.
  15. European newsletter of Southeast Asian Studies, vols. 11-17. (1998), pp. 17, 19, 27. (Published by Leiden: Royal Institute of Linguistic and Anthropology). (journal).
  16. Excerpta Indonesica, issues 30-36, p. 42 (Published by Leiden; KITLV-Press).
  17. Pratopo Yuwono, Darmono et al. 2004. Laku (Действие) Festschrift of Dr. Budaya Pradiptanagoro. Jakarta: Universitas Indonesia (book).
  18. Tempo, Indonesia’s Weekly, New Magazine, (Indonesia, Jakarta), vol. 18, issue 24 (2003), pp. 35-43 (the entire literature section of the issue is based on our book!).
  19. Tomi Lebang 2010. Sahabat lama, era baru. 60 tahun pasang-surut hubungan Indonesia-Rusia (Старый друг в новую эпоху. 60 лет приливов и отливов в индонезийско–российских отношениях). Jakarta: Grasindo, Penerbit PT Gramedia. (book), pp. xix-xx, 114, 179.
  20. (According to the Google Scholar, all in all, 16 citations from journals and books published in Australia, USA, Britain, Netherlands, Malaysia, Indonesia, Austria, and Germany, 4 reviews among them).    
  21. О:кагами. Великое зерцало. Пред., перевод со старояпонского, комментарии. Санкт-Петербург, Гиперион, 2000, 287 с.
  22. Бальмонт и Япония (в соавторстве с К.М.Азадовским) М., Наука, 1991, с.256
    Рец.: А.Турков. Книжное ревю. Выпуск восемнадцатый. К.М.Азадовский, Е.М.Дьяконова. Бальмонт и Япония. М., «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1991. – Литературная газета. М., 10.11.93, N 6 (5434).
  23. Японская поэзия Серебряного века (поэзия, дневники, эссе). М., Эксмо, 2005. 187 с.
    Бальмонт и Япония. Изд. 2-е, дополненное. СПб., Нестор – История. 2017, 304 с.
  24. Старцы-рассказчики в японских средневековых исторических повествованиях (рэкиси моногатари). - В сб: Культура и история Японии. Изд-во Ин-та Востоковедения, 1999, сс. 56-84.
  25. Изображение движения истории в "Великом зерцале" - В сб.: Вестник Российского государственного университета, 2000, N 4, Т. 2, сс. 214-258
    Японская филология - в сб.: "Изучение литератур Востока", М., Восточная литература", 2002, сс. 145-200. 
  26. Поэзия японского жанра трехстиший (хайку). Происхождение и главные черты. В сб.: Труды по культурной антропологии. М., Восточная литература, Муравей, 2002, сс. 189-201. 
  27. Императорские регалии - зерцало, яшма, меч и драгоценная яшма; Природа в поэзии в сб.: Синто. Путь японских богов. Т.1, Очерки по истории синто. Санкт-Петербург, Гиперион, 2002, сс. 166-187, сс. 592-622.
  28. Вещь в поэзии трехстиший (хайку). - В сб.: Вещь в японской культуре. М., Восточная литература, 2003, сс. 120-137. 
  29. Японские мотивы в живописи и дневниках Максимилиана Волошина. - В сб.: "Восточная коллекция", 2004, N 1. сс. 28-42.
  30. Письма С.Г.Елисеева к В.М.Алексееву 1933-1936 годов (Вступление и публикация Е.М.Дьяконовой и И.С.Смирнова). - В кн.:Восток-Запад. Историко-литературный альманах. М., изд. Фирма «Восточная литература» РАН, 2003-2004, 28-78.
  31. Японские мотивы в иллюстрациях к русским сказкам. (Росия-но минва но сасиэ ни миру нихон-но мотифу) - Мадо. Токио, 2005, 10, N 114. сс. 30-58. - На яп. яз.
  32. Japonisme in Russia in the Late Nineteenth and Early Twentieth Centuries In: ‘Russo-Japanese Cultural Contacts through Visual Media: Pictures and Artcrafts as Image Makers. L., 2006, p. 156-186. На русск.: Японизм в русской культуре
  33. Japonisme in Russia in the Late Nineteenth and Early Twentieth Centuries. In: Japan and Russia. Three Centuries of Mutual Images. L., Global Oriental, 2008, pp. 32-46.
  34. The “Human” and the “Celestial and Earthly” in Masaoka Shiki’s Theory of Haiku. – In: Interpretations of Japanese Culture. View  from Russia and Japan / ed. James C. Baxter. Kyoto: International Research Center for Japanese Studies. 2009. Pp. 87-103. 
  35. Отражение синто в искусстве и литературе. – Боги, святилища, обряды Японии. Энциклопедия синто. Orientalia et Classica. Труды Института восточных культур и античности. М., Издательство РГГУ, 2010. Сс. 280-309. 
  36. Теория хайку Масаока Сики, изложенная в семи трактатах. Как складывался канонический жанр хайку // Поэтологические памятники Востока: Образ, стиль, жанр. М.: Вост. лит., 2010. C. 273-312.
  37. Происхождение японского жанра хайку (трехстиший). - В сб.: Происхождение лирики. М., Изд-во РГГУ, 2007, сс. 136-187.
  38. Japonisme in Russian Culture of ‘Silver Age’. In: Japan and Russia. Three Centuries of Mutual Images. L., Global Oriental, 2008, pp. 32-67.
  39. The “Human” and the “Natural” in the Theory of Haiku. Materials for the Conference of the Centre for the Japanese Studies (Kioto) and Russian State University for the Humanities (Moscow). Kyoto, 2009. Pp. 87-103.
  40. Предисловие к разделу «Литература и искусство» в кн.: Боги, святилища, обряды Японии. Энциклопедия синто. Серия: Orientalia et Classica. Труды Института восточных культур и античности. Вып. ХХУ1. М. 2010.
  41. 53 энциклопедические статьи в кн.: Боги, святилища, обряды Японии. Энциклопедия синто. Серия: Orientalia et Classica. Труды Института восточных культур и античности. Вып. ХХУ1. М., Изд-во РГГУ, 2010.
  42. Отражение синто в искусстве и литературе. – Боги, святилища, обряды Японии. Энциклопедия синто. Orientalia et Classica. Труды Института восточных культур и античности. М., Издательство РГГУ, 2010. Сс. 280-309. 
  43. Теория хайку Масаока Сики, изложенная в семи трактатах. Как складывался канонический жанр хайку // Поэтологические памятники Востока: Образ, стиль, жанр. М.: Вост. лит., 2010. C. 273-312.
  44. «Человеческое» (дзиндзитэкина) и «данное небом и землей» (тэнтитэкина) в теории хайку Масаока Сики // Китай и окрестности: мифология, фольклор, литература: К 75-летию академика Б.Л. Рифтина. (Orientalia et Classica: Труды Института восточных культур и античности; вып. 25.). М.: Изд-во РГГУ, 2010. С. 496-513.
  45. Концепции красоты в японских поэтиках ХУШ-Х1Х вв. - В сб.: ХХX1X. Orientalia et Classica/ Труды Института восточных культур и античности. История и культура традиционной Японии.2. М., Изд-во РГГУ, 2011. Сс.64-90.
  46. Боги, люди, животные в искусстве нэцкэ. - В сб.: 1L1. Orientalia et Classica. Труды Института восточных культур и античности. История и культура традиционной Японии 3. М., изд-во РГГУ, 2011. Сс.146-168.
  47. Мотивы «Повести о Гэндзи» в Новое время. – В сб. ХL1X Orientalia et Classica. Труды Института восточных культур и античности. История и культура традиционной Японии 5. СПб, Гиперион, 2012. Cc. 358-370.
  48. Japonisme in Russia in the Late Nineteenth and Early Twentieth Centuries. In: Russo-Japanese Cultural Contacts through Visual Media: Pictures and Artcrafts as Image Makers. L., Global Oriental, 2007, p. 156-196.
  49. Происхождение японского жанра хайку (трехстиший). - В сб.: Происхождение лирики. М., Изд-во РГГУ, 2007, сс. 136-187.
  50. Japonisme in Russian Culture of ‘Silver Age’. In: Japan and Russia. Three Centuries of Mutual Images. L., Global Oriental, 2008, pp. 32-67.
  51. The “Human” and the “Natural” in the Theory of Haiku. Materials for the Conference of the Centre for the Japanese Studies (Kioto) and Russian State University for the Humanities (Moscow). Kyoto, 2009. Pp. 87-103.
  52. Как складывался канонический жанр хайку. Поэтологические памятники Востока. Образ, стиль, жанр. / Отв. ред. Н.Р.Лидова. М., Издательская фирма «Восточная литератруа» РАН. 2010. Сс. 273-316.
  53. Предисловие к разделу «Литература и искусство» в кн.: Боги, святилища, обряды Японии. Энциклопедия синто. Серия: Orientalia et Classica. Труды Института восточных культур и античности. Вып. ХХУ1. М. 2010.
  54. 53 энциклопедические статьи в кн.: Боги, святилища, обряды Японии. Энциклопедия синто. Серия: Orientalia et Classica. Труды Института восточных культур и античности. Вып. ХХУ1. М., Изд-во РГГУ, 2010.
  55. Отражение синто в искусстве и литературе. – Боги, святилища, обряды Японии. Энциклопедия синто. Orientalia et Classica. Труды Института восточных культур и античности. М., Издательство РГГУ, 2010. Сс. 280-309. 
  56. Теория хайку Масаока Сики, изложенная в семи трактатах. Как складывался канонический жанр хайку // Поэтологические памятники Востока: Образ, стиль, жанр. М.: Вост. лит., 2010. C. 273-312.
  57. «Человеческое» (дзиндзитэкина) и «данное небом и землей» (тэнтитэкина) в в литературно-эстетической теории Масаока Сики. – В сб.: ХХХ1Х Серия Orientalia et Classica. Труды Института восточных культур и античности. История и культура традиционной Японии; вып 4. М., изд-во РГГУ, 2012. Сс.146-168.
  58. Эволюция поэтических жанров (танка – рэнга – хайку). - В сб.: Серия Orientalia et Classica. Труды Института восточных культур и античности. История и культура традиционной Японии; вып. 4. М., изд-во Наталис, 2013. Сс.146-168.
  59. Художественные приемы по расширению пространства поэтического текста. Поэзия хайку. – В сб.:. Серия Orientalia et Classica. Труды Института восточных культур и античности. История и культура традиционной Японии; вып. 7. М., изд-во Наталис, 2014. Сс.258-285.
  60. О некоторых источниках «связанных строф» (рэнга). В сб. История и культура традиционной Японии. Серия Orientalia et Classica. Труды Института восточных культур и античности. М., изд-во РГГУ, 2015, N 6, сс. 133-156.
  61. Исследования японской классической литературы в России ХХ-ХХ1 вв. - В сб.: Современное российское японоведение, М., Ассоциация японоведов, 2015, сс. 48-89.
  62. Девять главных понятий, помогающих понять японскую культуру. 2015. http://arzamas.academy/materials/729
  63. Главные произведения японской литературы. 2015. http://arzamas.academy/materials/729
  64. Как читать и понимать хайку. 2015. http://arzamas.academy/materials/729
  65. Природа и/или поэзия? По материалам рэнга «Сто строф, сложенных тремя поэтами на реке Минасэ» (Минасэ сангин хякуин, 1488 г.). – в сб.: Природа в японской культуре. М., издательство РАНХИГС (ШАГИ), 2016, сс. 65-95.
  66. Японское Предисловие Ки-но Цураюки и Предисловие Ки-но Ёсимоти на камбуне к «Собранию старых и новых песен Японии»: генезис и интерпретации. – В сб.: История и культура традиционной Японии. Серия: Orientalia et Classica. LМV 9, 2016, cc. 69-82.
  67. Dyakonova E.M. Nature and/or Poetry& Based on “A Poem of One Hundred Links Composed by Three Poets at Minase” (Minase sangin hyakuin, 1488). – In: Russian Japanology Review. Moscow: Russian Academy of Sciences, 2018, pp. 25-39.

  68. Дьяконова Е.М. (в соавторстве с А.Кудряшевой, Э.Кузьминовой). Японское чайное действо: Путь тишины. М.: Арт-Волхонка, 2019. 127 с.: илл. ISBN 978-5-906848-82-6

  69. Дьяконова Е.М. Правила сложения рэнга, изложенные в трактатах Сё:хаку «Свод правил рэнга» (Рэнга синсики, 1501) и Синкэй «Шепот»» (Сасамэгото, 1463-1464). 1.5 а.л. Интернет-журнал «Японские исследования», март, N 1, 2020. ISSN 2500-2872 japanjournal.ru

  70. Dyakonova Elena. Comments and Commentary Modes in Japanese Literary Tradition Based on the Examples of the Classical Poetry. Russian Japanology Review. 2021. Vol. 4 (No. 2). Pp. 70-93. ISBN 2658-6789 – In English.

  71. Буддийский монах Синкэй (1406-1475) об идеальном поэте. «Разговоры вполголоса». Избранные главы. – В кн.: История и культура Японии. Выпуск 13. Серия Orientalia et Classica II (LXXIII). Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2021. Сс. 130-145. ISBN 978-5-7598-2304-9, doi: 10.17323/978-5-7598-2304-9

  72. «Путь поэзии» (ута-но мити) в трактатах мастеров рэнга («нанизанных строф») // Проблемы литератур Дальнего Востока. Труды IX международной научной. конференции.    St. Petersburg University Studies in Social Sciences & Humanities. СПб., 2021. Сс.537-545. ISSN 2782-5922

  73. Роль комментариев в становлении японской литературной традиции // Перевод, интерпретация, комментарий в литературах Востока и Запада. Москва: ИМЛИ. 2023. Сс. 415-439. ISBN 978-5-9208-0710-6

  74. Канон и комментарий. К вопросу истолкования японской классической поэзии // Studia Litterarum. T. 5, N 3. 2022. C. 104-127. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2020-5-3-104-127

  75. Фрагменты трактата буддийского монаха Синкэй о классической поэзии «Разговоры вполголоса» (Сасамэгото, 1463-1464). История и культура Японии. Orientalia et Classica (IV (LXXV). Выпуск 14.  Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2022. Сс. 15-27. ISBN 978-5-7598-2552-4

  76. Предисловие // Жанр в восточной поэзии. Составитель, научный редактор, автор предисловия Е.М. Дьяконова. Москва: ИМЛИ РАН, 2022. С-с. 3-13. ISNB 978-5-9208-0622-2

  77. Эволюция трех классических жанров японской поэзии: от танка – через рэнга – к хайку (VIII-XVII вв.) // Жанр в восточной поэзии. Составитель, научный редактор, автор предисловия Е.М. Дьяконова. Москва: ИМЛИ РАН, 2022. С-с. 95-111. ISNB 978-5-9208-0622-2

  78. Трактат буддийского поэта Синкэй «Разговоры вполголоса» (Самсамэгото, 1463-1463) о поэзии рэнга («нанизанные строфы») как художественное произведение // «История литературы». Ненаучные истоки одного научного жанра. Отв. ред. М.Р. Ненарокова. Москва: ИМЛИ, 2022. ISBN 978-5-9208-0684-0 Грант РФФИ https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0684-0- 687-704.

  79. «Комедия положений, характеров и нравов. О книге Дзиппэнся Икку. «На своих двоих по тракту Токайдо» опубликована в интернет-журнале «Японские исследования», N1, 2023. С. 130-135.

  80. Киты в японских легендах и преданиях // От Библии до Моби Дика.  7 великих китов в истории. 2023. https://arzamas.academy/mag/1212-kit

 

Гранты

Е.М. Дьяконова. Грант Ассоциации японоведов “Международный фонд Шодиева» (Москва) на издание монографии «Японская поэзия в зеркале традиции» 18,5 а.л., срок публикации - 2024 г.

 

Доклады на конференциях

  1. Стихотворения поэтессы Серебряного века Ёсано Акико как образец слияния традиции и новаторства. -  VIII Международная научная конференция «Восточные чтения. Религии. Культуры. Литературы/. Эволюция художественных систем в литературах Азии и Африки в Новоей и Новейшее время». 11-12 ноября 2020 г. Москва: ИМЛИ РАН.
  2. Буддийский монах Синкэй (1406-1475) об идеальном поэте. «Разговоры вполголоса». Избранные главы. – XXVI Международная Конференция «История и культура  Японии»  Институт классического Востока и античности НИУ ВШЭ. 14-16 февраля 2021 г., Москва.
  3. Dyakonova E. «The Way of Poetry” in the Treatieses of the Poets of renga (“Linked Verses”) – International conference Issues of Far Eastern Literatures. St Petersburg, January 28-30, 2021.
  4. «Путь поэзии» (ута-но мити) в трактатах мастеров рэнга («нанизанных строф»). Международная конференция «Проблемы литератур Дальнего Востока». Спб, СПбГУ, январь 28-30, 2021.
  5. «Канон и комментарий». Японистический семинар (сэминару) Институт классического Востока и античности. НИУ ВШЭ. 2020. https://iocs.hse.ru/news/372149300.html
  6. «Фрагмент в японской средневековой культуре».  X Международная конференция «Проблемы литератур Дальнего Востока»,  30 июня-2 июля 2022, СПб, СПбГУ.
  7. Приемы традиционной поэзии в прозе Кавабата Ясунари. Стихотворения «нанизанных строф» рэнга и повесть «Озеро» // История и культура Японии. Orientalia et Classica VIII (LXXIX). Выпуск 16. Москва, Издательский дом Высшей школы экономики, 2024, с. 71-83. ISBN 978-5-7598-2878-5
  8. «Японские классические мотивы и их интерпретация в ХVII-ХIХ вв.: по материалам «Повести о Гэндзи» (Гэндзи моногатари)», IX Международной научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Б. Л. Рифтина, 19 — 20 октября 2022 г., Москва ИМЛИ РАН.
  9. «Преломление средневекового поэтического канона в прозе Нобелевского лауреата Кавабата Ясунари». II Международная конференция «Традиция, канон и авторская индивидуальность в литературах Востока». 14-15 апреля 2022. Москва, ИМЛИ РАН.
  10. «Символика рыб и рыболовства в японской культуре. Киты, дельфины и злые рыбины акугё». Японистический семинар (сэминару). Институт классического Востока и античности. НИУ ВШЭ. 2023.
  11. «Трактат о поэзии как художественное произведение».  Конференция История и культура Японии. Институт классического Востока и античности. 13-15 февраля 2024. Москва, НИУ ВШЭ.  

 

Выступления в СМИ, участие в интернет-проектах

Выступление в университете Арзамас. Программа «Запад – Восток»: https://arzamas.academy/uni/eastwest/japonpoetry

Выступление в Библиотеке им. Ф.М.Достоевского на круглом столе ИМЛИ РАН «Фрагментарность (со) знания»: https://www.youtube.com/watch?v=qMKcRlM8n0Q

Передача на канале Культура "Наблюдатель: Япония. Эпоха Эдо" Эфир от 06.09.2018: https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20918/episode_id/1898904/

Лекция в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина: "Великое в малом. Малые формы японской культуры". Зал Микеланджело, 05.07.2018.

Участие в конференции (март 2018 г.) в Санкт-Петербурге «Япония: 150 лет революции Мэйдзи» с докладом «Формирование категории «красота» в эпоху Мэйдзи. Архаические и новаторские представления.

Публичная лекция в библиотеке Ф.М.Достоевского (февраль 2018 г.) «Фрагментарность (со)знания. О японской поэзии в жанре рэнга.

Участие в конференциях «История и культура Японии» (Москва, РГГУ – ВШЭ февраль 2017, февраль 2018, февраль 2020).

Участие в шести международных конференциях ИМЛИ РАН «Восточные чтения. Религии, культуры, литературы» ( с ноябрь 2014 по ноябрь 2020 гг.)