Старший научный сотрудник Отдела теории литературы
Кандидат филологических наук. Диссертация "Натьяшастра и происхождение древнеиндийской драмы", Институт мировой литературы РАН, 1991
Работает в ИМЛИ с 1991 г.
Работает в Отделе с 2019 г.
E-mail:
Рабочий телефон (495) 690-50-30
МОНОГРАФИИ
Драма и ритуал в древней Индии. М. «Восточная литература», 1992.
Drama and Ritual of Early Hinduism, Delhi: Motilal Banarsidass, 1994 (Second edition, 1996).
Ответственный редактор трудов:
Фольклор и мифология Востока в сравнительно-типологическом освещении. М., «Наследие», 1999.
Donum Paulum. Studia Poetica et Orientalia. К 80-летию П.А.Гринцера. М., 2008.
Китай и окрестности. Мифология, фольклор, литература. К 75-летию академика Бориса Рифтина. Москва, 2010.
Восточная поэтика: образность, стиль, жанр. Москва, 2010.
ИЗБРАННЫЕ ПУБЛИКАЦИИ:
Жанровая типология драмы в европейской и
санскритской литературе // Studia Litterarum. 2024. Т. 9, № 1. С. 10–29.
Мудиетту — полевые исследования фольклорного театра Кералы. Ориенталистика. 2022; 5(3). С. 644-659.
Ранняя индуистская обрядность в грихья-паришиштах // Письменные памятники Востока. Т. 5: Текстология и источниковедение Востока: проблемы перевода и интерпретации. Отв.ред. Л.В. Горяева, В.Н. Настич. 2022, Т.5, вып.33. С. 134 - 165.
Measuring Innovation: Genesis and Typology of Early Pūjā // The Oxford History of Hinduism: Hindu Practice, Flood, Gavin (ed.). Oxford University press, 2020, pp. 141-176.
The Religious Background of the Nāṭyaśāstra Tradition’ // The Nāṭyaśāstra and the Body in Performance: Essays on Indian Theories of Dance and Drama, ed. by S.Nair. New York: McFarland, 2015: 196-216.
‘The Nāṭyaśāstra’, Oxford Bibliographies, 2014
http://www.oxfordbibliographies.com/view/document/obo-9780195399318/obo-9780195399318-0071.xml
The Concept of Vṛttis in the Nāṭyaśāstra // Nāṭyaśāstra in the Modern World. Proceedings of the15th World Sanskrit Conference, ed. by R.Tripathi. New Delhi: D.K.Printworld, 2014: 28-50.
Древнеиндийская риторика и традиция санскритского театра (Тригата в "Натьяшастре") // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка, 73/3, 2014, 3-19.
Rasa in the Nāṭyaśāstra – Aesthetic and Ritual // Indologica Taurinensia, The Journal of the International Association of Sanskrit Studies, vol. 39, 2013: 187-212.
The Nāṭyaśāstra: the Origin of the Ancient Indian Poetics // Cracow Indological Studies, vol. 14, 2012: 61-85.
Индийский театр. У истоков традиции. От ритуала к спектаклю. // Театр и зрелищные формы Востока. М., Из-во ГИТИСа, 2012, с. 13-44.
Древнеиндийская драма. Генезис, эволюция, типология // Вестник Российского Гуманитарного Научного фонда, т. 4 (69), Москва, 2012, с. 80-92.
The Cyclic Time and Cosmic Game: Yugas in the Mahābhārata and in the Nāṭyaśāstra’ // DICSEP 6. Dubrovnik, 2011.
Vrttis in the Nātyasastra: Stylistic Devices or Means of the World Creation // Stylistic Devices in Indian Tradition. Milan, 2011.
The Religious Background of the Nātyasastra Tradition // Nātyasastra Anthology. Oxford University Press, 2011.
The Nātyasastra as the First Sanskrit Poetics // Indian Tradition in Western Criticism. Allahabad, 2011
The Cosmography of Mount Meru and Early Påjā Cult (Epic, Buddhist and Jain Sources) // Proceedings of the Fifth Dubrovnik International Conference, Zagreb, 2011.
The World enacted in a Game. The concept of the Kridaniyaka in the Nātyasastra // Abstacts of Papers. 15th World Sanskrit Conference. New Delhi: Rashtriya Sanskrit Sansthan, 2011.
The Cyclic Time and Cosmic Game: Yugas in the Mahābhārata and in the Nātyasastra // DICSEP 6. Abstracts of the Sixth Dubrovnik International Conference on the Sanskrit Epics and Purānas, Dubrovnik, 2011.
Раса в системе эстетических категорий «Натьяшастры» // Поэтологические памятники Востока. Художественный образ, стиль, жанр. М., 2010, с. 48-82.
«Натьяшастра» Бхараты. Гл.6-7. Пер. с санскрита, примечания Н.Р.Лидовой // Поэтологические памятники Востока. Художественныйобраз, стиль, жанр. М., 2010, с. 83-152.
King-Priest Relations in the Tradition of the Nāṭyaśāstra’// Kings and Ascetics in Indian Classical Literature, ed. by P. M.Rossi and C.Pieruccini. Milan, 2009: 177-197.
Санскритский театр современной Индии // Восток–Запад. М., Восточная литература, 2009, с. 165-184.
King-Priest Relations in the Tradition of the Nātyasastra // Kings and Ascetics in Indian Classical Literature. Ed. by Paola M.Rossi and Cinzia Pieruccini. Milan, 2009, pp. 177-197.
The Genesis of the Concept of the four Lokapālas // Summaries of the International Seminar on Nature in Literature, Art, Myth and Ritual. Institute of South and Central Asia, Charles University in Prague. Prague, 2009.
The Changes of Indian Ritualism: Yajña versus Pūjā’// The Temple in South Asia. Oxford University Press, 2009: 205-231.
ЦарьижрецвтрадицииНатьяшастры // Indologica. Сборник статей памяти Т.Я.Елизаренковой, М., 2008, с. 273-292.
Ритуалы Натьяшастры в контексте поздневедийской традиции атхарвавединов // Всеволод Сергеевич Семенцов и российская индология. Сост. В.К.Шохин. М.: Наука, 2008, с. 117-154. – 2,0 п.л.
Поэтическая речь в «Натьяшастре» // Donum Paulum. Studia Poetica et Orientalia. К 80-летию П.А.Гринцера. М., 2008, с. 466-487.
The Definition of Performance in the Nāṭyaśāstra’// Theatrum Mirabiliorum Indiae Orientalis. A Volume to Celebrate the 70th Birthday of Professor Maria Krzysztof Byrski, ed. by M. Nowakowska and J. Woźniak = Rocznik Orientalistyczny, LX/2 (2007): 345-356.
Indramahotsava in the Late Vedic and Early Epic Traditions // Journal of the Asiatic Society of Bombay, vol. 76-78, 2002-2003: 85-108.
The Ritual Essence of Rasa // Journal of the Asiatic Society of Bombay, vol. 75, 2001: 103-118.
Yajña and Pūjā. A Comparison of the Ritual Archetypes // Journal of the Asiatic Society of Bombay, vol. 74, 2000: 127-138.
The Vernacular Veda: Revelation, Recitation and Ritual by Vasudha Narayanan’, Journal of the American Academy of Religion 65 (3), Autumn 1997: 681-684 (Review)
Amṛtamanthana: The Vedic Sources of Hindu Creation Myth // Prakṛti. The Integral Vision, ed. by K.Vatsyayan. New Delhi: Indira Gandhi National Center for the Arts, 1995: 131-139.
Лидова занимает пост Регионального директора по восточной Европе в Международной ассоциации санскритологических исследований (International Association of Sanskrit Studies (IASS). Она также является приглашенным исследователем, активно сотрудничает с Оксфордским Центром индуистских исследований, Оксфордский университет (OCHS), читает там лекции, проводит конференции, работает со студентами и аспирантами. Лидова является соруководителем Международного научного проекта по собиранию санскритских манускриптов по тематике культуры и искусства при Национальном центре искусств имени Индиры Ганди (Indira Gandhi National Centre for the Arts (IGNCA), New Delhi). К постоянной международной научной деятельности Н.Р.Лидовой относится также редактирование и пополнение источников в написанном ей разделе по «Натьяшастре» (‘The Nāṭyaśāstra’) в важнейшем научном интернет-ресурсе «Оксфордские библигоафии» (Oxford Bibliographies).