logo small white

ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ им. А.М. ГОРЬКОГО РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

Старший научный сотрудник Отдела теории литературы

Кандидат филологических наук. Диссертация "Натьяшастра и происхождение древнеиндийской драмы", Институт мировой литературы РАН, 1991

Работает в ИМЛИ с 1991 г.

Работает в Отделе с 2019 г.

E-mail:  Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Рабочий телефон (495) 690-50-30

МОНОГРАФИИ

Драма и ритуал в древней Индии. М. «Восточная литература», 1992.

Drama and Ritual of Early Hinduism, Delhi: Motilal Banarsidass, 1994 (Second edition, 1996).

Ответственный редактор трудов:

Фольклор и мифология Востока в сравнительно-типологическом освещении. М., «Наследие», 1999.

Donum Paulum. Studia Poetica et Orientalia. К 80-летию П.А.Гринцера. М., 2008.

Китай и окрестности. Мифология, фольклор, литература. К 75-летию академика Бориса Рифтина. Москва, 2010.

Восточная поэтика: образность, стиль, жанр. Москва, 2010.

 

ИЗБРАННЫЕ ПУБЛИКАЦИИ:

Жанровая типология драмы в европейской и

санскритской литературе // Studia Litterarum. 2024. Т. 9, № 1. С. 10–29.

 

Мудиетту — полевые исследования фольклорного театра Кералы. Ориенталистика. 2022; 5(3). С. 644-659.

 

Ранняя индуистская обрядность в грихья-паришиштах // Письменные памятники Востока. Т. 5: Текстология и источниковедение Востока: проблемы перевода и интерпретации. Отв.ред. Л.В. Горяева, В.Н. Настич. 2022, Т.5, вып.33. С. 134 - 165.

Measuring Innovation: Genesis and Typology of Early Pūjā // The Oxford History of Hinduism: Hindu Practice, Flood, Gavin (ed.). Oxford University press, 2020, pp. 141-176.

 

The Religious Background of the Nāṭyaśāstra Tradition’ // The Nāyaśāstra and the Body in Performance: Essays on Indian Theories of Dance and Drama, ed. by S.Nair. New York: McFarland, 2015: 196-216.

 

‘The Nāṭyaśāstra, Oxford Bibliographies, 2014

http://www.oxfordbibliographies.com/view/document/obo-9780195399318/obo-9780195399318-0071.xml

The Concept of Vttis in the Nāṭyaśāstra // Nāṭyaśāstra in the Modern World. Proceedings of the15th World Sanskrit Conference, ed. by R.Tripathi. New Delhi: D.K.Printworld, 2014: 28-50.

Древнеиндийская риторика и традиция санскритского театра (Тригата в "Натьяшастре") // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка, 73/3, 2014, 3-19.

Rasa in the Nāyaśāstra – Aesthetic and Ritual // Indologica Taurinensia, The Journal of the International Association of Sanskrit Studies, vol. 39, 2013: 187-212.

The Nāṭyaśāstra: the Origin of the Ancient Indian Poetics // Cracow Indological Studies, vol. 14, 2012: 61-85.

Индийский театр. У истоков традиции. От ритуала к спектаклю. // Театр и зрелищные формы Востока. М., Из-во ГИТИСа, 2012, с. 13-44.

Древнеиндийская драма. Генезис, эволюция, типология // Вестник Российского Гуманитарного Научного фонда, т. 4 (69), Москва, 2012, с. 80-92.

The Cyclic Time and Cosmic Game: Yugas in the Mahābhārata and in the Nāyaśāstra’ // DICSEP 6. Dubrovnik, 2011.

Vrttis in the Nātyasastra: Stylistic Devices or Means of the World Creation // Stylistic Devices in Indian Tradition. Milan, 2011.

The Religious Background of the Nātyasastra Tradition // Nātyasastra Anthology. Oxford University Press, 2011.

The Nātyasastra as the First Sanskrit Poetics // Indian Tradition in Western Criticism. Allahabad, 2011

The Cosmography of Mount Meru and Early Påjā Cult (Epic, Buddhist and Jain Sources) // Proceedings of the Fifth Dubrovnik International Conference, Zagreb, 2011.

The World enacted in a Game. The concept of the Kridaniyaka in the Nātyasastra // Abstacts of Papers. 15th World Sanskrit Conference. New Delhi: Rashtriya Sanskrit Sansthan, 2011.

The Cyclic Time and Cosmic Game: Yugas in the Mahābhārata and in the Nātyasastra // DICSEP 6. Abstracts of the Sixth Dubrovnik International Conference on the Sanskrit Epics and Purānas, Dubrovnik, 2011.

Раса в системе эстетических категорий «Натьяшастры» // Поэтологические памятники Востока. Художественный образ, стиль, жанр. М., 2010, с. 48-82.

«Натьяшастра» Бхараты. Гл.6-7. Пер. с санскрита, примечания Н.Р.Лидовой // Поэтологические памятники Востока. Художественныйобраз, стиль, жанр. М., 2010, с. 83-152.

King-Priest Relations in the Tradition of the Nāṭyaśāstra’// Kings and Ascetics in Indian Classical Literature, ed. by P. M.Rossi and C.Pieruccini. Milan, 2009: 177-197.

Санскритский театр современной Индии // Восток–Запад. М., Восточная литература, 2009, с. 165-184.

King-Priest Relations in the Tradition of the Nātyasastra // Kings and Ascetics in Indian Classical Literature. Ed. by Paola M.Rossi and Cinzia Pieruccini. Milan, 2009, pp. 177-197.

The Genesis of the Concept of the four Lokapālas // Summaries of the International Seminar on Nature in Literature, Art, Myth and Ritual. Institute of South and Central Asia, Charles University in Prague. Prague, 2009.

The Changes of Indian Ritualism: Yajña versus Pūjā’// The Temple in South Asia. Oxford University Press, 2009: 205-231.

ЦарьижрецвтрадицииНатьяшастры // Indologica. Сборник статей памяти Т.Я.Елизаренковой, М., 2008, с. 273-292.

Ритуалы Натьяшастры в контексте поздневедийской традиции атхарвавединов // Всеволод Сергеевич Семенцов и российская индология. Сост. В.К.Шохин. М.: Наука, 2008, с. 117-154. – 2,0 п.л.

Поэтическая речь в «Натьяшастре» // Donum Paulum. Studia Poetica et Orientalia. К 80-летию П.А.Гринцера. М., 2008, с. 466-487.

The Definition of Performance in the Nāṭyaśāstra’// Theatrum Mirabiliorum Indiae Orientalis. A Volume to Celebrate the 70th Birthday of Professor Maria Krzysztof Byrski, ed. by M. Nowakowska and J. Woźniak = Rocznik Orientalistyczny, LX/2 (2007): 345-356.

Indramahotsava in the Late Vedic and Early Epic Traditions // Journal of the Asiatic Society of Bombay, vol. 76-78, 2002-2003: 85-108.

The Ritual Essence of Rasa // Journal of the Asiatic Society of Bombay, vol. 75, 2001: 103-118.

Yajña and Pūjā. A Comparison of the Ritual Archetypes // Journal of the Asiatic Society of Bombay, vol. 74, 2000: 127-138.

The Vernacular Veda: Revelation, Recitation and Ritual by Vasudha Narayanan’, Journal of the American Academy of Religion 65 (3), Autumn 1997: 681-684 (Review)

Amṛtamanthana: The Vedic Sources of Hindu Creation Myth // Prakṛti. The Integral Vision, ed. by K.Vatsyayan. New Delhi: Indira Gandhi National Center for the Arts, 1995: 131-139.

 

Лидова занимает пост Регионального директора по восточной Европе в Международной ассоциации санскритологических исследований (International Association of Sanskrit Studies (IASS). Она также является приглашенным исследователем, активно сотрудничает с Оксфордским Центром индуистских исследований, Оксфордский университет (OCHS), читает там лекции, проводит конференции, работает со студентами и аспирантами. Лидова является соруководителем Международного научного проекта по собиранию санскритских манускриптов по тематике культуры и искусства при Национальном центре искусств имени Индиры Ганди (Indira Gandhi National Centre for the Arts (IGNCA), New Delhi). К постоянной международной научной деятельности Н.Р.Лидовой относится также редактирование и пополнение источников в написанном ей разделе по «Натьяшастре» (‘The Nāṭyaśāstra) в важнейшем научном интернет-ресурсе «Оксфордские библигоафии» (Oxford Bibliographies).