ВНИМАНИЕ!

В дни работы книжной ярмарки NON/FICTION, с 30 ноября по 3 декабря, киоск в Институте работать не будет. 

Номер нашего стенда на ярмарке – F-26

Отдел(ы):

Отдел античной литературы

старший научный сотрудник Отдела античной литературы

кандидат филологических наук (ИМЛИ, 27 октября 1998 г.)

работает в ИМЛИ с 1989 г.

работала в Отделе античной литературы с 1989 г.

работает в Отделе литератур стран Азии и Африки (группа византийской литературы) с 1998 г.

 

старший научный сотрудник Отдела (с 1 января 2000 г.)

 

Руководитель и исполнитель исследовательского проекта «Ориген и судьба иносказательных методов интерпретации Священного Писания в раннепатристическую эпоху» (ACLS 2002–2003)

Руководитель и исполнитель исследовательского проекта «Теория множественности смыслов Писания у Оригена и ее влияние на последующую христианскую экзегетическую традицию» (РГНФ, 2005–2007) 

 

Область научных интересов: раннехристианская литература, латинская и греческая патристика, история и методы экзегезы Священного Писания, Ориген

 

Плановые исследовательские проекты по плану ИМЛИ РАН за последние 5 лет

1. «Учение Оригена о трех смыслах Писания», часть 2

2. «Иларий Пиктавийский и традиция христианской типологической экзегезы»

 

SPIN РИНЦ 0000-0000

ORCID 00000-00000-00000-00000

Google Scholar ( гиперссылка )

Researcher ID X-0000-0000

Scopus Author Nesterova, Olga

Academia.edu account Olga Nesterova

 

E-mail Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Рабочий телефон 8-495-690-56-36

Присутственные часы: четверг с 12 до 17

 

 

МОНОГРАФИИ

1. Памятники   средневековой   латинской   литературы   IV-VII   веков  / Составитель О. Е. Нестерова. Ответственные редакторы С. С. Аверинцев, М. Л. Гаспаров. М. : "Наследие", 1998. – 468 с. ISBN 5-201-13332-0 (Составление, переводы с латинского, вступительные статьи, примечания, общая редакция)

2. О. Е. Нестерова. Allegoria pro typologia : Ориген и судьба иносказательных методов интерпретации Священного Писания в раннепатристическую эпоху. Москва : ИМЛИ РАН, 2006. - 293, [4] с. ISBN 5-9208-0258-8

Издание осуществлено при поддержке гранта Американского совета научных обществ (the American Council of Learned Societies)

Рецензенты:

кандидат филологических наук А. С. Балаховская

кандидат филологических наук А. Е. Кузнецов

 

Книга посвящена исследованию вопроса о месте и роли выдающегося христианского богослова 3 в. Оригена в истории христианской библейской экзегезы. Автор предлагает пересмотреть утвердившиеся в современной науке взгляды на природу экзегетического метода Оригена и значение его методологической теории, открывшей новые пути для развития христианской экзегетики: если до Оригена толкования Библии строились преимущественно на основе «типологического» метода, то после Оригена в христианской экзегетической практике возобладал «аллегорический» подход к интерпретации текстов Св. Писания.

 

ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

1-15. Статьи в энциклопедии «Мифы народов мира», т. 2, М., 1982 (с последующими  переизданиями): Начала, Никодим, Петр, Престолы, Святое семейство, Семь спящих отроков, Силы, Симон Маг, Сошествие во ад, Тайная вечеря, Урсула, Фекла, Фома, «Хождение Богородицы по мукам», Христофор.

Те же статьи (переиздания):

«Мифы народов мира», т. 2, 1988 (2 издание)

«Мифы народов мира», т. 2, 1992

«Мифологический словарь» 1991

16-18. Статьи в «Литературном энциклопедическом словаре», М., 1987: «Апокалипсис», «Книга Иова», статьи из Аннотированного указателя имен авторов художественных произведений.

  1. Плотин и Августин о соотношении времени и вечности, – в кн.: Проблемы бытия и сознания в истории зарубежной философии, М., 1982 (1 а.л.).
  2. Историко-философские предпосылки учения Августина о соотношении времени и вечности, – в кн.: «Историко-философский ежегодник. 1986», М., 1986, с. 35-48.

20 бис. Переиздание той же статьи в сборнике «Августин. Pro et contra». Спб.: РХГИ, 2002.

  1. Августин. О благодати и свободном произволении (пер. с латинского), – в приложении к кн.: А.А.Гусейнов, Г.Иррлитц, «Краткая история этики», М., 1987, с. 532-557.
  2. «Вторая печать». Апокалиптическая символика в фильме «Андрей Рублев», – «Кино», № 10, Рига, 1988.
  3. Св. Василий Великий. Гомилии на Шестоднев (пер. с др.-греч., комментарий), – «Символ» № 36, Париж, 1996.
  4. Памятники средневековой латинской литературы 4-7 вв., М., «Наследие», 1998 (30 п. л.).
  5. Генезис христианской типологической экзегезы, – ст. деп. в ИНИОН РАН, М., 1998 (1 а. л.)
  6. Типологическая экзегеза: спор о методе // «Альфа и Омега» № 4 (18), М., 1998, c. 62-77 (1,25 а. л.).
  7. Св. Фома Аквинский, Сумма теологии II, 2, 34-43 // «Страницы», № 6:4, М., 2001, c. 616-632 (перевод с латинского) (2 а. л.).
  8. Réception et révision de la tradition origénienne d’interprétation biblique chez les Pères latins des 4e – 5e siècles // Origeniana Octava. Origen and the Alexandrian Tradition, Leuven, « Peeters », 2004, p. 1251-1258 (на франц. яз.) (0,75 а.л.).
  9. Sergej Averincev // Adamantius. Rivista del Gruppo Italiano di Ricerca su “Origene e la tradizione alessandrina”, vol. 11, Pisa, Bologna, « P.G. Pazzini », 2005, p. 255-257(на франц. яз.) (0,4 а.л.).
  10. Les interprétations modernes de la doctrine origénienne des « trois sens » de l’Ecriture. Examen critique // Adamantius. Rivista del Gruppo Italiano di Ricerca su “Origene e la tradizione alessandrina”, vol. 11, Pisa, Bologna, « P.G. Pazzini », 2005, p. 184-210 (на франц. яз.) (2,5 а.л.).
  11. Теория множественности «смыслов» Св. Писания в средневековой христианской экзегетической традиции // Жанры и формы в письменной культуре Средневековья, М., ИМЛИ, 2005, с. 23-44 (1,25 а.л.).
  12. ALLEGORIA PRO TYPOLOGIA. Ориген и судьба иносказательных методов интерпретации Священного Писания в раннепатристическую эпоху, М., ИМЛИ, 2006 (19 а.л.).
  13. «Формула» Теодота как один из источников оригеновского учения о «трех смыслах» Писания // "Слово и мудрость Востока". М.: «Наука», 2006. C. 155–161 (0,5 а.л.).
  14. Античная и средневековая греческая и латинская литература в ИМЛИ // Сборник, посвященный юбилею ИМЛИ, М., ИМЛИ, 2007 (1 а.л.) (в соавторстве с Кузнецовой).
  15. Проблемы интерпретации учения Оригена о трех смыслах Священного Писания в современной научной литературе // Раннехристианская и византийская экзегетика. М.: ИМЛИ. С. 26–67. (2,75 а.л.).
  16. Типологическая экзегеза в «Tractatus mysteriorum» Илария Пиктавийского // Раннехристианская и византийская экзегетика. М.: ИМЛИ. С. 68–118 (3 а.л.)
  17. L’attitude à l’égard de l’allégorie païenne chez les auteurs du corpus pseudo-clémentin // Actes du colloque international sur la littérature apocryphe chrétienne: Le roman pseudo-clémentin. Genève: Éditions du Zèbre, 2008. P. 397–408 (1 а.л.)
  18. Аллегоризм и гипербуквализм в библейских толкованиях Оригена: парадокс или единство герменевтического метода? // Восток (Oriens) 2009 № 5. Москва: Наука, 2009. С. 5–19 (1,6 а.л.).
  19. Ориген о роли и месте толкователя Священного Писания: мудрый толкователь – учитель учителей или ученик учеников? // Вестник ПСТГУ. Серия III. Филология. 2 (28). Москва: Изд-во ПСТГУ, 2012. С. 57–73 (1,5 а.л.)
  20. Опыт адаптации оригеновского учения о трех смыслах Писания в гомилетических сочинениях свт. Амвросия Медиоланского // Вестник ПСТГУ. Серия III. Филология. 3 (29). Москва: Изд-во ПСТГУ, 2012. С. 18–31 (1,25 а.л.).
  21. Интерференция типологических и аллегорических мотивов у Григория Эльвирского в Tractatus de libris sanctarum scripturarum VII C. 564–585 // Индоевропейское языкознание и классическая филология XVI. Санкт-Петербург: Наука, 2012. C. 564-585 (1,25 а.л.)
  22. Происхождение и богословские основания учения Оригена о трех смыслах Писания. Часть первая: Критика валентинианской доктрины о трех расах людей у Климента Александрийского // Вестник ПСТГУ. Филология. III:4 (34) август-сентябрь. Москва, 2013. С. 74–92 (2 а.л.)
  23. Происхождение и богословские основания учения Оригена о трех смыслах Писания. Часть вторая: Методологические импликации оригеновской критики учения валентиниан о гиликах, психиках и пневматиках. «Коринфяне» и «ефесяне» как носители двух типов знания, соответствующих двум высшим смыслам Писания у Оригена // Вестник ПСТГУ. Серия III. Филология. 1 (41). Москва, 2015. С. 81-102 (1,5 а.л.).
  24. Происхождение и богословские основания учения Оригена о трех смыслах Писания. Часть третья: Противопоставление «коринфян» и «ефесян» в отношении к трем ступеням христианского совершенства и трем формам знания, соответствующим трем смыслам Писания // Вестник ПСТГУ. Серия III. Филология. 2 (42). Москва, 2015. С. 44-59 (1,25 а. л.)
  25. La figure de la corbeille de Moïse chez Origène et chez Grégoire d’Elvire // Revue d’études augustiniennes et patristiques, 60:2.Turnhaut : Brepols (2014/2015). P. 253-268 (1,25 а. л.) (на франц. яз.).
  26. Символ // БРЭ. Т. 30. М., 2015.
  27. История рождения Моисея и история рождения Иисуса в свете иудейской агадической традиции // Восток, Россия, Запад. Литературное развитие и культурное взаимодействие. Москва, 1916. С. 283-295. 1 а.л.
  28. Типология Адама и Евы в Новом Завете и в раннехристианской литературе // Studia Litterarum. Vol. 3 (#4). 2018. С. 58–75. 1 а.л.
  29. «Псевдо-Климентины» как источник толкования библейского рассказа о сотворении света в Гомилиях на «Шестоднев» Василия Великого // Вопросы философии №2, 2019. С. 160–175 (2 а.л.)
  30. Учение Оригена о трех смыслах Писания в отношении к античным моделям трехчастного деления философии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 81. С. 11-34. 1,5 а.л.
  31. Тоху ва-воху. Переводы и толкования Бытия 1. 2a в европейской традиции // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2019. Вып. 58. С. 61-88. (2 а.л.)