Старший научный сотрудник Отдела новейшей русской литературы ХХ века и русского зарубежья, ученый секретарь группы изучения жизни и творчества С.А. Есенина, член Совета молодых ученых ИМЛИ РАН, кандидат филологических наук.
В 2011 г. окончила ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина» по специальности «Русский язык и литература» (учитель русского языка и литературы). В 2013 г. окончила ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств» по специальности «Народное художественное творчество» (режиссер любительского театра, педагог). В 2014 г. закончила обучение в очной аспирантуре по кафедре литературы факультета русской филологии и национальной культуры ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина». 4 июня 2015 года защитила кандидатскую диссертацию на тему «Драматургия имажинизма в контексте художественных исканий первой четверти ХХ века» по специальности 10.01.01 – русская литература под руководством д.ф.н., проф. О.Е. Вороновой.
Сфера научных интересов: история русской литературы первых десятилетий ХХ века; русская драматургия ХХ века; модернизм; имажинизм; творчество С.А. Есенина, В.Г. Шершеневича, А.Б. Мариангофа; литературно-творческие связи русской и зарубежных литератур; синтез искусств.
С 2017 г. работает в Отделе новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья ИМЛИ РАН. Ученый секретарь группы изучения жизни и творчества С.А. Есенина. Член оргкомитета ежегодных Международных конференций, посвященных С.А. Есенину (Москва, Рязань, Константиново). Участвовала в подготовке справочного материала «Летописи жизни и творчества С.А. Есенина» в 5 т. (7 кн.), 2003–2018. Автор статей, составитель указателей «Есенинской энциклопедии» (2020 г. — первый выпуск «Памятные места и литературная география»).
Избранные публикации
1. Монологическая драма В.Г. Шершеневича «Быстрь» (1916) // Современное есениноведение. 2013. № 26. С. 30–37.
2. Поэтика ремарок в драматической поэме С.А. Есенина «Пугачёв» // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Филологические науки». – 2013. № 3. С. 36–41.
3. Трагедия А.Б. Мариенгофа «Заговор дураков» (1921) // Современное есениноведение. 2013. № 27. С. 43–49.
4. Тема двойничества в драматургии В.Г. Шершеневича 1916-1922 гг. как диалог с творчеством Э.Т.А. Гофмана // Российский научный журнал. 2014. № 5 (43). С. 213–216.
5. О поэтике атмосферы как элементе художественной структуры драматического произведения (поэма С.А. Есенина «Пугачёв») // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». 2014. № 5. С. 124–128.
6. Тема «плясок смерти» в образной системе драматической поэмы С. Есенина «Пугачев» и в произведениях изобразительного искусства // Сергей Есенин и искусство: Сб. науч. трудов / ИМЛИ РАН; Гос. музей-заповедник С. А. Есенина; РГУ им. С. А. Есенина. М.: ИМЛИ РАН, 2014. Сер. «Есенин в XXI веке». Вып. 2. С. 334–342.
7. Влияние поэтики символистской драмы на драматургическое творчество имажинистов // Современное есениноведение. 2015. № 1 (32). С. 49–57.
8. Текстологические заметки о книге А.Б. Мариенгофа «Заговор дураков» // Сергей Есенин и его современники: Сб. науч. трудов / ИМЛИ РАН; Гос. музей-заповедник С. А. Есенина; РГУ им. С. А. Есенина. Москва – Константиново – Рязань. 2015. Сер. «Есенин в XXI веке». Вып. 3. С. 373–385.
9. Лермонтовская традиция и полемика с ней в пьесе В.Г. Шершеневича «Одна сплошная нелепость» // Словесное искусство Серебряного века и Русского зарубежья в контексте эпохи («Смирновские чтения»): сборник статей по итогам II Международной научной конференции (г. Москва, МГОУ, 22–23 января 2016 г.) / сост., по общ. ред. Л.Ф. Алексеевой, В.Н. Климчуковой, С.В. Крыловой. М.: ИИУ МГОУ, 2016. С. 88–93.
10. А.Б. Мариенгоф как теоретик имажинистской драмы // Современное есениноведение. 2016. № 2 (37). С. 91–95.
11. Особенности драматургии имажинизма в контексте художественных исканий первой четверти ХХ века // Сергей Есенин: Личность. Творчество. Эпоха. Сб. науч. трудов / ИМЛИ РАН; РГУ им. С. А. Есенина; Гос. музей-заповедник С. А. Есенина. М.: 2016. Сер. «Есенин в XXI веке». Вып. 4. С. 176–190.
12. Русский имажинизм в работах финского исследователя Томи Хуттунена // Сергей Есенин: Личность. Творчество. Эпоха. Сб. науч. трудов / ИМЛИ РАН; Гос. музей-заповедник С. А. Есенина; РГУ им. С. А. Есенина / Москва – Константиново – Рязань. – Рязань: ГМЗЕ С.А. Есенина, 2017. Сер. «Есенин в XXI веке». Вып. 5. С. 276–286.
13. Визуальные приемы в драме В.Г. Шершеневича «Похождения электрического Арлекина» (1919–1920) // Есенинский вестник. 2017. № 9 (14). С. 37–41.
14. Пьеса В.Г. Шершеневича «Одна сплошная нелепость» (1922) как воплощение принципов имажинистской эстетики // Современное есениноведение. 2017. № 3 (42). С. 66–76.
15. Репринтные издания книг С.А. Есенина в Великобритании // Современное есениноведение. 2018. № 1 (44). С.43–49.
16. Джесси Дейвис – переводчик и популяризатор творчества С.А. Есенина в Великобритании // Сергей Есенин: Личность. Творчество. Эпоха. Ч. III: Сб. науч. трудов / Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, Государственный музей-заповедник С.А. Есенина. Москва – Константиново – Рязань. – Рязань: Государственный музей-заповедник С.А. Есенина, 2018. Сер. «Есенин в XXI веке». Вып. 6. С. 116–133.
17. Николаева А.А. Образ Агасфера в имажинистской творчестве Вадима Шершеневича // Новозаветные образы и сюжеты в культуре русского модернизма / Сост. и отв. ред. О.А. Богданова, А.Г. Гачева. М.: Индрик, 2018. Сер. «"Вечные" сюжеты и образы». Вып. 4. С. 492–501.
18. С.А. Есенин-драматург // Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XIX Кирилло-Мефодиевские чтения // Материалы Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XIX Кирилло-Мефодиевские чтения» в рамках Международного Кирилло-Мефодиевского фестиваля славянских языков и культур, 23–25 мая 2018 года : сборник статей / отв. ред. И.А. Лешутина. М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2018. С. 827–829.
19. Имажинисты о театре: теоретический аспект // Художественный образ в русской поэзии: к 100-летию имажинизма. Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 20 ноября 2019 г.) / отв. ред. А.В. Пашков; науч. ред. Т.К. Савченко. М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2020. С. 28–33.
20. О конкурсе переводов стихотворения С.А. Есенина «Собаке Качалова» на английский язык в Великобритании (по материалам архива английского слависта Г. Маквея) // Современное есениноведение. 2020. № 2. С. 10–14.
21. О постановке пьесы В.Г. Шершеневича «Одна сплошная нелепость» // Современное есениноведение. 2020. № 3. С. 22–25.
22. Тема «С.А. Есенин и имажинизм» в Есенинской энциклопедии: на примере статей о коллективных произведениях имажинистов // Сергей Есенин в контексте русской и мировой литературы / Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, Государственный музей-заповедник С.А. Есенина. М. – Константиново – Рязань: Государственный музей-заповедник С.А. Есенина, 2020. Сер. «Есенин в XXI веке». Вып. 7. С. 82–89. В соавт. с Т.К. Савченко.
23. Жанровое своеобразие пьесы В.Г. Шершеневича «Вечный жид» (1919) // Словесное искусство Серебряного века и Русского зарубежья в контексте эпохи («IV Смирновские чтения») [Электронный ресурс] : материалы IV Международной научной конференции (г. Москва, МГОУ, 6–7 февраля 2020 г.) / отв. ред. В.Н. Климчукова; сост. Л.Ф. Алексеева, С.В. Крылова. М.: ИИУ МГОУ, 2021. С. 157–162.
24. К 125-летию со дня рождения С.А. Есенина: от Парижа до Константинова // Филологические науки. 2021. № 1. С. 151–156. https://doi.org/10.20339/PhS.1-21.151. В соавт. с Н.И. Шубниковой-Гусевой.
25. «…Все то краткое, что я могу сказать о себе»: особенности автобиографий С.А. Есенина // Сергей Есенин в контексте эпохи: Коллективная монография / отв. ред. Н. И. Шубникова-Гусева. М.: ИМЛИ РАН, 2021. С. 170–199. https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0672-7-170-199
26. Есенинские ремарки как средство драматизации действия в поэме «Пугачев» // Сергей Есенин в контексте эпохи: Коллективная монография / отв. ред. Н. И. Шубникова-Гусева. М.: ИМЛИ РАН, 2021. С. 435–459. https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0672-7-435-459
27. «... под арлекинскими масками»: имажинисты и комедия дель арте // Современное есениноведение. 2021. № 4 (59). С. 34–42.
28. Синтез театрального и поэтического искусства в драматической поэме С.А. Есенина «Пугачев» // Studia Litterarum. 2022. Т. 7, № 1. С. 298–315. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2022-7-1-298-315
29. Творчество А.Б. Мариенгофа имажинистского периода и традиции комедии дель арте // Филологические науки. 2022. № 4. С. 81–89. https://doi.org/ 10.20339/PhS.4-22.081
30. Сергей Есенин и искусство кинематографа: к постановке вопроса // Современное есениноведение. 2022. № 3 (62). С. 30–40.
31. Мотив ожившей куклы в экспериментальном произведении В.Г. Шершеневича «Похождения Электрического Арлекина» // Искусственное тело в мировой интеллектуальной и художественной культуре / отв. ред. А.В. Голубков, М.А. Штейнман. М.: ИМЛИ РАН, 2023. С. 420–434. https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0719-9-420-434.
32. Дарственные надписи С.А. Есенина как часть его творческого наследия // Сергей Есенин, его современники и наследники: Коллективная монография к юбилею Н.И. Шубниковой-Гусевой / отв. ред. Н.В. Корниенко. М.: ИМЛИ РАН, 2023. С. 191–211. https://doi.org/10.22455/978-5-9208- 0718-2-191-211.
33. Наброски С.А. Есенина: к истокам творческих замыслов поэта // Литературный факт. 2023. № 4 (30). С. 162–177. https://doi.org/10.22455/2541-8297-2023-30-162-177
34. К вопросу о творческих планах Сергея Есенина // Время Маяковского: Биография. Иконография. Поэтика. Эстетика. Политика. (Материалы научной конференции к 130-летию со дня рождения поэта) / сост. и науч. ред. А.А. Россомахин. СПб.: ЦГПБ, 2023. С. 177–183.
Составление, подготовка текстов, вступительная статья и комментарии
«Дама в черной пречатке» и другие пьесы / Сост., подгот. текстов, вступ. статья и комм.: В.А. Дроздков, А.А. Николаева. М.: Водолей, 2020. 228 с.
Шершеневич В.Г. Критические тексты: От футуризма к имажинизму / Сост., подгот. текстов, вступ. статья, комментарии: В.А. Дроздков, А.А. Николаева. М.: Водолей, 2022. 480 с.
Шершеневич В.Г. Критические тексты: театр, кино, цирк, эстрада / Сост., подгот. текстов, вступ. статья, примечания А.А. Николаевой. М.: Водолей, 2023. 772 с.
Редактор
Сергей Есенин, его современники и наследники: Коллективная монография к юбилею Н.И. Шубниковой-Гусевой / отв. ред. Н.В. Корниенко. М.: ИМЛИ РАН, 2023. 672 с. https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0718-2.
Участие в грантах:
Проект РГНФ № 20-012-00261 А «Синтез искусств в творчестве С.А. Есенина и культуре Серебряного века: источники, жанры, поэтика» (2020–2022; руководитель Н.И. Гусева)
Проект РНФ № 23-28-01173 «Рукописное наследие С.А. Есенина: проблемы изучения», https://rscf.ru/project/23-28-01173/ (2023–2024; руководитель Н.И. Гусева)
Проект РНФ № 23-28-01239 «От факта к художественному образу — осмысление Первой мировой войны в творчестве прозаиков и поэтов — А.Н. Толстого, Н.С. Гумилева, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, И.Э. Бабеля», https://rscf.ru/project/23-28-01239/ (2023–2024; руководитель Н.В. Михаленко)
Награды
Обладатель Гран-при IX Межрегионального фестиваля научного и литературно-художественного творчества студентов «Есенинская весна».
Лауреат премии по поддержке талантливой молодежи (2013), установленной Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи».
Лауреат Международной литературной премии имени Сергея Есенина Союза писателей РФ «О Русь, взмахни крылами…» 2021 года за первый выпуск «Есенинской энциклопедии». Коллектив авторов. Первое место в номинации «Взыскующим взглядом».