logo small white

ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ им. А.М. ГОРЬКОГО РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

  • Время: 7 октября 2020 г. 11.00–15.00
  • Место проведения: ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, Каминный зал
  • Заседание 4

    «СЮЖЕТ О СТЕНЬКЕ РАЗИНЕ И ПЕРСИДСКОЙ КНЯЖНЕ В ЗЕРКАЛАХ МОДЕРНИЗМА» 

Симонова Ольга Алексеевна (к.ф.н., с.н.с. ИМЛИ РАН) Трансформация образа персидской княжны в литературе о Гражданской войне

Писатели, обращавшиеся к сюжету о Стеньке Разине, переосмысляли значение княжны в нем. В произведениях о Гражданской войне из безликой и безымянной фигуры она превращается в полноценного персонажа. В рассказе А. Соболя «Княжна» это активно действующая героиня, в повести А.С. Яковлева «Повольники» она играет ключевую роль в изменении судьбы главного героя. Инициативность героини была непосредственнообусловлена участием женщин в Гражданской войне, именно в этот период «княжна» обретает субъектность в художественных текстах.

Зусева-Озкан Вероника Борисовна (д.ф.н., в.н.с. ИМЛИ РАН) Прямая и обратная проекции сюжета о Стеньке Разине: Е. Замятин и А. Баркова

Доклад посвящен двум случаям креативной рецепции сюжета о Стеньке Разине и персидской княжне в русской литературе 1920–1930-х гг. – у Е. Замятина, в киносценарии «Стенька Разин» (1932–1933) и трагедии «Атилла» (1925–1928), и у А. Барковой, в пьесе «Настасья Костёр» (1923). Речь идет о прямой и обратной проекциях легендарного сюжета: в последнем случае роли Разина и персиянки оказываются гендерно инвертированы, что связано с интересом автора к «женскому вопросу», проблеме женской эмансипации, обретению женщиной равных прав с мужчиной.

Дискуссия