20-22 апреля 2017 г. в городе Старая Русса Новгородской области в Научно-культурном центре Дома-музея Ф.М. Достоевского прошли ХIХ Международные юношеские чтения "Произведения Ф.М. Достоевского в восприятии читателей XXI века". В этом году чтения были, главным образом, посвящены "Запискам из Мертвого дома" – произведению, написанному Достоевским в начале 1860-х годов по следам своего заключения в Омском остроге. Организаторами научной конференции выступили Новгородский государственный объединенный музей-заповедник и Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук.
В чтениях приняли участие более 80 школьников, студентов, аспирантов, учителей, преподавателей вузов, научных сотрудников академических институтов, свободных исследователей творчества Достоевского из России и Италии. Российские участники приехали из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Ульяновска, Воронежа, сел и городов Новгородской области (Великого Новгорода, Полы, Холма, Сусолова, Парфина). Итальянские участники прибыли из Модены, Чезены и Форли. Всего в рамках чтений было представлено к обсуждению 35 докладов, из них 6 докладов были сделаны экспертами и учителями и 29 – школьниками и студентами. Кроме того, в ходе чтений были проведены круглый стол, на котором были заслушаны ряд сообщений, и филологическая игра, а также семинар «О субъект-субъектном методе», посвященный актуальным проблемам преподавания литературы в школе.
Трехдневный формат XIX Международных юношеских чтений с таким значительным числом участников и насыщенной программой стал возможен благодаря финансовой поддержке фонда «Русский мир». Рекомендательные письма в фонд с просьбой поддержать Чтения были написаны директором Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН В.В. Полонским, директором Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге Н.Т. Ашимбаевой, председателем Гильдии словесников С.В. Волковым, руководителем Департамента образования и молодежной политики Новгородской области А.Г. Шириным.
Постоянный научный руководитель чтений с момента их учреждения - Татьяна Касаткина, доктор филологических наук, зав. отделом теории литературы ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, Председатель Комиссии по изучению творческого наследия Ф.М. Достоевского Научного совета "История мировой культуры" РАН. Сформулированная ею цель Апрельских юношеских чтений состоит в «организации площадки для встречи людей (прежде всего – очень молодых людей, учеников школ, но вообще-то – совместной работы людей разных возрастов (учеников, студентов, аспирантов, преподавателей)), заинтересованных в глубоком понимании реальности, в умении осваивать сложные тексты и создавать адекватные концепции анализируемой реальности. Основа такого понимания заключается в выработке умения воспринимать текст не как безгласный объект анализа, а как вступающую в общение личность».
В экспертный совет чтений 2017 года вошли: учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ п. Пола Новгородской области, заслуженный учитель РФ Ирина Евлампиева, доктор филологических наук Софья Каганович, кандидат филологических наук, литературный критик Николай Подосокорский, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела теории литературы ИМЛИ РАН Анна Гумерова, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела теории литературы ИМЛИ РАН Валентина Сергеева, секретарь Российского общества Достоевского Наталья Шварц, преподаватель технологического института «Fermo Corni» Кристина Росси и преподаватель лицея «Liceo Scientifico Statale “Augusto Righi”», экс-председатель Ассоциации учителей Италии Фабрицио Фоски.
В докладах и на круглом столе поднимались следующие темы: «Женское в аду мужского: «Записки из Мертвого дома»», «Образ единого тела в «Записках из Мертвого дома»», «Рождество и Пасха в «Записках из Мертвого дома»», «Структура «Записок из Мертвого дома»», «Лермонтовские традиции в «Записках из Мертвого дома» Ф.М. Достоевского», «Ад в «Записках из Мертвого дома» Ф.М. Достоевского», «Эпизод прощания в романах Ф.М. Достоевского «Бесы» и «Братья Карамазовы»: к вопросу о типологии наставника в поэтике писателя», «Отдать всё или сделать всё? Проблема ответственности и дара у Раскольникова. Как можно стать лучшим человеком», «Глаза в повести "Двойник"» и др.
По словам члена экспертного совета чтений, литературного критика Николая Подосокорского, «Старорусские юношеские чтения отличает совершенно особая атмосфера – здесь во главе угла стоит не просто научное общение и обмен наблюдениями за различными литературными текстами, но подлинно живой и равно уважительный философский диалог людей, имеющих совершенно разный жизненный и культурный опыт и, вместе с тем, объединенных искренним и глубоким интересом к рассмотрению фундаментальных проблем современной русской и европейской культур. Тексты Достоевского в этом смысле являются бесценным кладезем для выхода на высочайший уровень понимания вопросов природы человека и его взаимоотношений с обществом и миром».
Филологические чтения «Произведения Ф.М. Достоевского в восприятии читателей XXI века» представляют собой уникальный проект 18-летнего сотрудничества общеобразовательной школы, вузов, музеев и академической науки в деле изучения и популяризации творчества Ф.М. Достоевского, рассматриваемого через призму русской и мировой культуры. В разные годы в чтениях принимали участие школьники и студенты из Новгородской, Воронежской, Кировской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Смоленской, Ульяновской областей, а также из Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана и других регионов страны. С 2015 года чтения проходят как международные - в них принимают участие лицеисты и преподаватели литературы из Италии. В июне 2009 г. Юношеские чтения получили гриф "Российская Академия Наук. Институт мировой литературы им. А.М. Горького". Участники апрельских чтений, чьи доклады признаются экспертным советом наиболее подготовленными, участвуют в юношеской секции Международных старорусских чтений "Достоевский и современность", проходящих ежегодно в мае.
Чтения являются кульминационной точкой годового цикла программы «Русская литература как собеседник и друг», которая включает в себя:
- осенний подготовительный семинар для учителей-филологов;
- апрельскую конференцию (собственно Юношеские Чтения) с подробным обсуждением докладов школьников и студентов и финальным круглым столом;
- юношескую секцию на Международных чтениях «Достоевский и современность», ежегодно проходящих в Старой Руссе, в Музее Ф.М. Достоевского в мае.
Аудиозаписи 19-х Международных юношеских чтений
20 апреля
- Утреннее заседание
https://www.youtube.com/watch?v=fyUk70UNsyI&t=49s
- Доклад Татьяны Касаткиной «Тоже ведь мать была!» Как построена сцена в госпитале в «Записках из Мертвого дома».
https://www.youtube.com/watch?v=5rc1dyuNzlU&t=72s
- Вечернее заседание
https://www.youtube.com/watch?v=KV3qFHtuzAw&t=35s
- Круглый стол «Вокруг “Записок из Мертвого дома”»
https://www.youtube.com/watch?v=qeG2GxXyF5k&t=30s
21 апреля
- Утреннее заседание
https://www.youtube.com/watch?v=Oj59u3ctSvo&t=28s
- Первая часть вечернего заседания
https://www.youtube.com/watch?v=932VguBBNdw&t=31s
- Вторая часть вечернего заседания
https://www.youtube.com/watch?v=jHQCTh97UFE&t=37s
22 апреля
- Утреннее заседание
https://www.youtube.com/watch?v=KNQXid0KJBI&t=38s
- Семинар «О субъект-субъектном методе»
https://www.youtube.com/watch?v=-9MOIhEYdGw&t=190s