logo small white

ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ им. А.М. ГОРЬКОГО РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

Периодика и серийные издания

periodicals banner3

Музей-квартира А.М.Горького

ladder

Проекты

projects3

НОВОСТИ

  • Вышел новый номер научного журнала «Литературный факт» за 2024 г.

    Рады сообщить, что на сайте журнала «Литературный факт» выложен новый номер: № 32, 2024.

  • Платоновская группа ИМЛИ РАН приняла участие в XIII Международном Платоновском фестивале искусств

    17 июня состоялась презентация тома 6(3) Собрания сочинений А.П. Платонова. Н.В. Корниенко, Е.В. Антонова, Р.Е. Клементьев, М.В. Осипенко, Н.В. Умрюхина рассказали о работе над томом, о его составе и своеобразии комментария, об интересных сюжетах в творческой истории текстов Платонова; показали иллюстративный материал тома.

    18 июня члены Платоновской группы представили только что вышедший из печати выпуск 9 «“Страны философов” Андрея Платонова». Подготовители сборника рассказали о его структуре, об архивных находках и новых материалах биографии, о прототипах нескольких произведений Платонова и его личной библиотеке, хранящейся в ИМЛИ РАН.

КОНФЕРЕНЦИИ

В июле в издательстве «Новое литературное обозрение» вышла коллективная монография «Женщина модерна. Гендер в русской культуре 1890–1930 годов» (М., 2022), подготовленная сотрудниками ИМЛИ В.Б. Зусевой-Озкан (председатель редакционной коллегии), Е.В. Кузнецовой, Я.Д. Чечнёвым, М.В. Каплун, О.А. Симоновой при поддержке Российского научного фонда (РНФ), проект № 19-78-10100. В.Б. Зусева-Озкан рассказала корреспонденту медиапортала «Горький» о концепции коллективной монографии, образе женщины и женском начале в философии и литературе Серебряного века.

«По-моему, в Серебряном веке главным “новшеством” в понимании мужского и женского стал отход от представления о маскулинности и фемининности как о фиксированных природных чертах, хотя, конечно, так это не формулировалось. Тот же Вейнингер — крайне широко обсуждавшийся в русском обществе — вводит категории М и Ж, не вполне совпадающие с реальными, физическими их носителями. С ним в этом соглашается — хотя отдельные положения его теории и критикует — Зинаида Гиппиус. А если мы посмотрим на творчество Тэффи, то это вообще образец социального конструирования гендера: в ее сценической миниатюре «Женский вопрос», например, показывается вся абсурдность принуждения женщин к определенным социальным ролям ввиду их якобы особой физиологии, «неполноценной» по сравнению с мужской. И такого было много в литературе и кинематографе эпохи — философия как таковая была несколько консервативнее», — говорится в интервью.