В 1980 г. закончила филологический факультет Новосибирского государственного педагогического института; в 1990 — аспирантуру Московского областного пединститута им. Н.К.Крупской по кафедре русской литературы. В 1991 г. защитила кандидатскую диссертацию «Гоголь и Достоевский. Проблема образа автора» в ИРЛИ (Пушкинский дом). Ведущий научный сотрудник Отдела русской классической литературы, доктор филологических наук (ИМЛИ, 20 мая 2011 г.), доцент (17 ноября 2004 г.). Работает в Отделе с 2000 г. – в группе по подготовке Полного собрания сочинений и писем Н.В. Гоголя, ученый секретарь.
Член Ученого совета ИМЛИ РАН (с 2016 г.). Член диссертационного совета ИМЛИ РАН по русской литературе (с 2018 г.). Член редколлегии международного интернет-журнала «AvtobiografiЯ. Journal on Life Writing and the Representation of the Self in Russian Culture» (http://www.avtobiografija.com/index). Преподает в аспирантуре ИМЛИ РАН дисциплину «Русская литература. История текста и литературный процесс».
Область научных интересов: творчество Гоголя, текстология русской литературы, теория и текстология драмы, история литературы, текстологии, театра.
Монография: К творческой истории «Игроков» Гоголя: история текст и поэтика. М.: ИМЛИ РАН, 2009.
Статьи последних лет:
Затруднительное положение с «Дядькой в затруднительном положении». Статья первая // Н.В.Гоголь. Материалы и исследования. Вып. 2. М.: ИМЛИ РАН, 2009. С. 194–216. (1,5 а.л.)
Современные проблемы изучения драматургии Гоголя // Феномен Гоголя. СПб., 2011. С. 574-578. (0, 8 а.л.)
Еще о раннем драматическом опыте В.Г.Белинского и о «принципиальных исканиях» отечественной литературы начала 1830-х годов // «Точка, распространяющаяся на всё…»: К 90-летию профессора Ю.Н.Чумакова. Новосибирск, 2012. С. 355-373. (1 а.л.)
Затруднительное положение с «Дядькой в затруднительном положении». Статья вторая // Н.В. Гоголь. Материалы и исследования. Вып. 3. М., 2012. С. 93-160. (4 а.л.)
Пробовал ли Гоголь свои силы в жанре мелодрамы? (О первом драматическом замысле Гоголя) // Гоголеведческие студии. Вып. III(20). Нежин: Нежинский государственный университет, 2013. С. 97-113.
Жанровый аспект текстологической проблемы: о первом драматическом опыте Г.В. Гоголя // «Страна филологов»: проблемы текстологии и истории литературы. К юбилею чл.-кор. РАН Н.В. Корниенко. Сб. науч. ст. М., 2014. (0,7 а.л.)
К понятию редакции драматического текста («Женихи» и «Женитьба» Гоголя) // От истории текста к истории литературы. М.: ИМЛИ РАН, 2015. (1 а.л.)
О первых этапах изучения драматургического творчества Гоголя и научной преемственности // Лесной вестник. 2015. Т. 19. № 4. С. 175-182. (0,9 а.л.)
«Игроки» Гоголя как художественная критика принципа «хорошо сделанной пьесы» Э. Скриба // Творчество Гоголя и европейская культура. Пятнадцатые Гоголевские чтения. М., 2016. С. 78–87. (0,8 а.л.) (
О первом драматическом опыте Белинского в контексте литературного диалога с Гоголем // Острова любви БорФеда. Сб. в честь 90-летия Бориса Федоровича Егорова / Под ред. А.П. Дмитриева, П.С. Глушакова. СПб.: Изд. «Росток», 2016. 300 экз. С. 663–678. (1,5 а.л.)
О соотношении литературной и театральной стратегии в сюжетах первых драматических замыслов Гоголя // Сюжетология и сюжетография. 2016. № 2. С. 87–95. (0,75 а.л.) (ссылка)
О тяжбе по поводу «Тяжбы» и проблемах датирования хорошо запомнившегося современникам эпизода биографии Гоголя // Studium litterarum. 2017. Т. 2. № 2. С. 290–315. (0,75 а.л.) (ссылка)
Беллетризация памяти: образ Гоголя в «Литературных воспоминаниях» И. Панаева // Вопросы истории и культурологи. Памяти С.М.Чистовой. Сб. науч. тр. / Отв. ред. В.Г. Егоров. М., 2017. С. 64–89. (1 а.л.)
О «мертворожденном» жанре русского романтизма // Внутренний строй: Памяти Инны Львовны Альми. Владимир, 2018. С. 245–258. (0,8 а.л.)
Театр и драматургия Италии в творчестве Гоголя-комедиографа: интерес, влияние, переклички, перевод. К постановке проблемы // Творчество Гоголя в контексте европейских культур. Взгляд из Рима: Семнадцатые Гоголевские чтения. М.; Новосибирск, 2018. С. 119-131. (1 а.л.) (ссылка)
К истории сохранения и первых публикаций черновых рукописей Гоголя: вопросы, проблемы, новые материалы // Вестник славянских культур. 2018. Т. 50. С. 165–177. (1 а.л.) (ссылка)
К истории сохранения и изучения черновых рукописей Гоголя (Н. С. Тихонравов и Д. Ф. Самарин) // Вестник славянских культур. 2019 Т. 52 С. 158–169. (1 а.л.)
К истории подготовки 10-го издания «Сочинений Н.В. Гоголя» под редакцией Н.С. Тихонравова и В.И. Шенрока. Вступительная статья и публикация Е.Г. Падериной // Н.В. Гоголь: Мат. и иссл. Вып. 4. М.: ИМЛИ РАН, 2019. С. 248–344. (5 а.л.)
К истории поступления в Румянцевский музей рукописи второго тома «Мертвых душ». По материалам Архива РГБ. Вступительная статья и публикация Е.Г. Падериной // Н.В. Гоголь: Мат. и иссл. Вып. 4. М.: ИМЛИ РАН, 2019. С. 345–358. (0,8 а.л. )
Эксперименты в академической эдиции поврежденных автографов Гоголя: границы допустимого и значение допущенного // От истории текста к истории литературы. Вып. 2. Отв. ред. М.И. Щербакова. – М.: ИМЛИ, 2019. С. 191–208. (1 а.л.)
Пародийный провинциальный сюжет в прозе («Коляска») и комедии («Игроки») // Восток – Запад: пространство локального текста в литературе и фольклоре. Сборник научных статей к 70-летию профессора А.Х. Гольденберга. Отв. ред. Н.Е. Тропинина. Волгоград, 2019. С. 87–94. (0,5 а.л.)