В НИУ ВШЭ – Нижний Новгород прошла VI Международная научная конференция «Опыты чтения: творчество Велимира Хлебникова». С докладами выступили известные зарубежные и отечественные исследователи русского авангарда – Хенрик Баран (Университет Олбани, США, Нью-Йорк), Рональд Вроон (Калифорнийский университет, США, Лос-Анджелес), Джон Боулт (Университет Южной Калифорнии, США, Лос-Анджелес), Габриэлла Импости (Университет Болоньи, Италия), Стефано Гардзонио (Пизанский университет, Италия, Пиза), Леонид Большухин (НИУ ВШЭ, Нижний Новгород), Александр Мамаев (Дом-музей В. Хлебникова, Астрахань), Арсен Мирзаев (независимый исследователь, Санкт-Петербург) и др.
Активное участие в организации конференции приняли члены группы по изучению творчества В.В. Маяковского Отдела новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья ИМЛИ РАН. Вера Терехина (г.н.с. ИМЛИ РАН, д.ф.н.), Александр Парнис (с.н.с. ИМЛИ РАН) и Андрей Россомахин (с.н.с. ИМЛИ РАН, PhD) стали участниками программного комитета, а Алексей Зименков (с.н.с. ИМЛИ РАН) и Наталья Михаленко (с.н.с. ИМЛИ РАН, к.ф.н.) вошли в оргкомитет конференции.
С докладами выступили: Андрей Россомахин (ИМЛИ РАН, Москва) – «Нижегородский альманах “Без Муз” на переломе эпох: акторы, манифесты, рецепция», Александр Парнис (ИМЛИ РАН, Москва) – «Кто такие Председатели Земного Шара? Рассказ о Хлебникове и польском Председателе Владиславе Земацки», Вера Терехина (ИМЛИ РАН, Москва) – «Велимир Хлебников в жизнетворческом мифе Артема Веселого», Алексей Зименков (ИМЛИ РАН, Москва) – «Из истории русской рифмы: эксперименты Хлебникова», Татьяна Купченко (ИМЛИ РАН, Москва) – «Хлебников и кино: пьеса “Мирсконца” и воплощение обратного хода времени в кинематографе (киносценарий Маяковского “Сердце кино” и “Загадочная история Бенджамина Баттона” по рассказу Ф. С. Фитцжеральда) и Полина Ворон (ИМЛИ РАН, Москва) – «Концепция времени В. Хлебникова: миф или христианство?».
На конференции состоялась презентация издания первой научной редакции футуристической оперы Михаила Матюшина и Алексея Кручёных «Победа над Солнцем» (Сергей Уваров. СПб.: Планета музыки, 2024), а также открытие выставки графических работ «…мне за моё молодечество поставят памятник странный…» Степана Ботиева,скульптора, художника-графика, члена Союза художников России, автора первого и единственного в мире памятника Велемиру Хлебникову, установленного в Калмыкии, в безлюдной степи близ села Малые Дербеты, где поэт родился.Степан Ботиев рассказал о цикле своих графических работ, навеянных биографией и творчеством Велемира Хлебникова.
Одним из центральных событий конференции стала презентация научного издания альманаха «Без Муз» (1918), которое было подготовлено по инициативе профессора Л.Ю. Большухина (НИУ ВШЭ, Нижний Новгород) и сотрудников ИМЛИ РАН Андрея Россомахина и Александра Парниса. Выходу альманаха способствовал приезд в Нижний Новгород Велимира Хлебникова, назвавшего город «нежным Нижним». «Без Муз» составлялся, когда «футуризм умер» и русская литература находилась «на распутье всех дорог». И по мысли создателей альманаха одним из возможных путей мог стать “имажионизм”.