На портале ботанических садов России вышло интервью со старшим научным сотрудником отдела фолькора ИМЛИ РАН, автором книги автором книги «Русские рукописные травники XVII-XVIII веков: Исследование фольклора и этноботаники». А.Б. Ипполитовой (О «еиндринкте», «лаперти», траве «размык» и других загадочных растениях из народных русских травников XVII-XIX веков).
— Насколько информативны сохранившиеся иллюстрации?
— Иллюстраций, к сожалению, не так много, и они появляются в народных травниках достаточно поздно. Если сами тексты известны с XVII века, то первые иллюстрации — это конец XVIII века, то есть спустя полтора века. И это уже совершенно иная реальность, абсолютно фантастическая! Дело в том, что не всегда художник и переписчик — один и тот же человек. И художник тоже становится интерпретатором текста, пытается изобразить то, что он понял из него, какое-то свое ви́дение. Так, например, о траве «Царь Иван» в рукописи сказано, что она имеет 21 разный цветок — художник так и рисует: растение с 21 цветком разных форм и расцветок. Или трава «Замок вощаной», которая «собою, что замок», так и изображена — подобно замочной дужке.
— Как же использовались эти травники, если и в те времена было непонятно какое растение имеется ввиду в описании?
— Один из вариантов использования травников — это занимательное чтение о растениях с необыкновенными или чем-то полезными для человека свойствами. Это как с чтением кулинарных книг — совершенно необязательно готовить все блюда, про них ведь просто интересно почитать. Но часть растений травников, безусловно, опознавалась читателями по названиям, такие, например, как Кропива, Дягиль, Деветисил, Попутник, Земляница. Кстати, описания растений в травниках нередко еще и очень красивые: «Трава осот ростом прекрасна, светлы листочки и кругленьки, что денешки, цвет разной, всякой на ней узор». Благодаря этому писатели иногда используют их в своём творчестве. Так, например, в романе нашего современника Евгения Водолазкина «Лавр» приводятся сведения о двух десятках растений из травников, так как главный герой и его дед в романе — древнерусские знахари (продолжение).