logo small white

ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ им. А.М. ГОРЬКОГО РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

3-5 марта 2022 г. Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН (Отдел теории литературы и Научная лаборатория «Rossiсa: Русская литература в мировом культурном контексте») проводит конференцию «Фантастическое в литературе и культуре конца XIX – первой трети ХХ века».

Хронологические рамки конференции обусловлены стремлением более подробно рассмотреть период развития «фантастического» (как особого жанра и направления в литературе и культуре) после относительного исчерпания этой темы в рамках культуры романтизма. «Рубеж веков» (мы выбираем в качестве точки отсчета 1880-е годы) был ознаменован новым расцветом «фантастического»: это и собственно фантастические произведения (научная фантастика, авторская сказка, символистская новелла, неоромантические произведения и т.д.), и фантастические элементы в произведениях, скорее, реалистического плана. Среди писателей, чьи произведения можно назвать фантастическими – Г. Уэллс, Ж. Верн, А. Франс, Ж. Рони-старший, К. Грэм, Р. Киплинг, К. Чапек, Д. Лондон, Э. Берроуз, О. Хаксли, Е. Замятин, О. Уайльд, У. Моррис, У.Б. Йейтс, лорд Дансени, Г. Лавкрафт, М. Метерлинк, А. Толстой, А. Грин, В. Брюсов, М. Булгаков, А. Платонов, Г. Гессе, Ф. Кафка, Ч. Уильямс, А. Беляев, Лу Синь, Акутагава Рюноскэ – и это далеко не полный перечень. В это же время начинают свой творческий путь такие известные авторы фантастических произведений ХХ века, как Дж.Р.Р. Толкин, К.С. Льюис, Т. Манн и др.; серединой 1930-х годов датируется начало «золотого века научной фантастики».

Отдельную область составляют произведения литературы авангарда, в которых «фантастическое» и «реалистическое» соединяются особым образом, создавая специфическую реальность повествования.

Поскольку в области фантастоведения существует ряд теоретических проблем – в частности, проблема терминологии, мы берем термин «фантастическая литература» как общеродовой, но предлагаем тему терминологии к обсуждению на конференции. Еще одна проблема, возникающих при изучении фантастической литературы, – это проблема определения границ «фантастического», корреляции понятия «фантастического» с «чудесным», «сверхъестественным», «магическим», «мифологическим», «аллегорическим», и т.д., с одной стороны, и с объяснимым необычным – с другой. Значимую роль в этом играет сочетание авторской интенции и читательской рецепции.

Мы предполагаем затронуть на конференции следующие темы:

- Science fiction – ее развитие и задачи в разные периоды и у разных авторов. Специфика тематики – научные открытия, технологии, путешествия (в том числе в космос и во времени). Социальная фантастика в рамках научной. Фантастика и аллегория. Прогностичность научной фантастики. Утопические и антиутопические элементы в научной фантастике. Развитие жанра антиутопии в первой трети ХХ века.

- Романтические и неоромантические традиции – основа для зарождающегося жанра фэнтези. Легендарика и мифология, романтическое двоемирие и Волшебная страна. Авторские миры произведений, их внутренняя логика и закономерности, проблема глубины и достоверности описываемого мира.

- Историзм и «фантастическое». «Фантастическое» в исторических романах и проблемы жанрового определения.

- Особенности «фантастического» в детской литературе. Цели и задачи авторской сказки – развлечение и дидактика. Волшебная авторская сказка. Границы «фантастического» в волшебной сказке.  

- Фантастика и модернизм. Особенности «фантастического» в символизме и литературе авангарда. Своеобразие и роль фантастических элементов в реалистическом повествовании.

- «Фантастическое» в различных родах литературы. Лирика и драматургия.

- Особенности композиции фантастического произведения.

- «Фантастическое» в театре, кинематографе, живописи; рецепция фантастических литературных произведений в других видах искусства.

- Изучение истории связей между русской и зарубежной фантастической литературой; взаимовлияние фантастических традиций разных стран и культур; рецепция, интерпретация, проблемы перевода.

- Теоретические проблемы фантастоведения; проблемы жанра и терминологии. 

Заявки на участие в конференции принимаются до 3 февраля 2022 года по адресу  Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

В заявке следует указать: ФИО полностью, ученую степень, звание, место работы, должность, город, телефон, е-mail, тему доклада, тезисы (1000–1500 знаков).

Формат конференции – смешанный. Возможно заочное участие. В режиме офлайн Оргкомитет не берет на себя расходы на проезд и проживание участников. В случае неблагоприятной эпидемиологической обстановки конференция пройдет полностью онлайн.

Оргкомитет конференции:

Московская Дарья Сергеевна, д.ф.н., г.н.с., заместитель директора по научной работе Института мировой литературы РАН, заведующая отделом рукописей ИМЛИ РАН, и.о. зав. отделом теории литературы ИМЛИ РАН

Гальцова Елена Дмитриевна, д.ф.н., г.н.с., заведующая научной лабораторией  «Rossiсa: Русская литература в мировом культурном контексте» ИМЛИ РАН

Велигорский Георгий Александрович, к.ф.н., с.н.с. научной лаборатории «Rossiсa: Русская литература в мировом культурном контексте» ИМЛИ РАН

Гумерова Анна Леонидовна, к.ф.н., с.н.с. отдела теории литературы ИМЛИ РАН – ученый секретарь конференции

Сергеева Валентина Сергеевна, к.ф.н., с.н.с. отдела теории литературы ИМЛИ РАН