Работа музея-квартиры А.М. Горького в праздничные дни

Выходные дни: 28, 29, 30 апреля, 1, 9, 10  мая.

11, 12  мая музей работает.

Отдел(ы):

Отдел теории литературы

Доктор филологических наук, старший научный сотрудник

Родилась 19 апреля 1972 года в Москве.

 

1995 – окончила с отличием Московский педагогический государственный университет (бывший МГПИ им. В.И.Ленина) по специальности: русский язык и литература.

1995 – 1998 – в очной основной аспирантуре Отдела комплексных теоретических проблем ИМЛИ им. А.М.Горького РАН. Научный руководитель – главный научный сотрудник ИМЛИ им. А.М.Горького РАН, доктор филологических наук, профессор Н.К.Гей.

В 1999 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Изображаемое и рассказывание в прозе Пушкина. “Повести Белкина”» по специальности 10.01.08 – теория литературы.

В 2022 г. защитила докторскую диссертацию «Незавершаемое произведение как теоретико-литературная проблема (на материале фрагментарно-эссеистической прозы в России конца XIX – первой четверти XX в.)» по специальности 10.01.08 – теория литературы.

С 2000 г. – старший научный сотрудник Отдела теории литературы ИМЛИ им. А.М.Горького РАН.

2006 – 2009 г. – председатель Совета молодых ученых, ответственный редактор сборника работ молодых ученых «Начало», член Ученого Совета ИМЛИ им. А.М.Горького РАН.

  

Сфера научных интересов: теория литературы в контексте истории науки; теория повествования; медленное чтение; пушкиноведение; история филологии.

 

Избранная библиография

Монографии

fragment oblozhka  Смирнова Н.Н.

  Фрагмент и незавершаемое произведение: замысел, чтение.
  М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2023.  


 Смирнова Н.Н. 

 Изображаемое и рассказ в «Повестях Белкина», М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2020.

Рецензия:

Есипов В.М.. Н.Н. Смирнова. Изображаемое и рассказ в «Повестях Белкина». М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2020. 192 с. // Вопросы литературы. № 3. 2021. С. 280-284


Смирнова Н.Н.

«Связь забвения с воспоминанием». Вúдение поэзии в трудах М.О. Гершензона. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. (Серия «Humanitas»).

Презентация монографии: https://www.youtube.com/watch?v=Pcnr5-2bQdM

Рецензия: Хрусталёва А.В. Н.Н. Смирнова. «Связь забвения с воспоминанием». Видение поэзии в трудах М.О. Гершензона. М. ; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. 208 с. // Русский Сборник: Исследования по истории России : архивные находки и источниковедение / Ред.-сост. О.Р. Айрапетов, Ф.А. Гайда, И.В. Дубровский, М.А. Колеров, Брюс Меннинг, А.Ю. Полунов. Т. XXX. М.: Модест Колеров, 2021. С. 828-832.


 Подготовка научных трудов

Русский афоризм: Очерки истории и теории: коллективная монография / отв. ред. Н.Н. Смирнова. – М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2023.


 Опыты медленного чтения: коллективная монография,  Отв. ред. Н.Н. Смирнова, М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2021.


 «Искусство медленного чтения»: История, традиция, современность: коллективная монография, Отв. ред. Н.Н. Смирнова, М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2020.


 Гершензон М.О. Демоны глухонемые. Статьи, эссе, заметки разных лет / Отв. ред.-составитель Н.Н. Смирнова. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. – 336 с. (Серия «Российские Пропилеи») [Н.Н. Смирнова – руководитель и отв. ред. проекта: предисловие, послесловие, комментарии, исследование.Соредактор С.Г. Бочаров.]


Начало. Сборник работ молодых ученых / Отв. ред. Н.Н. Смирнова. Вып. 8. М.: ИМЛИ РАН, 2008.

Теория литературы. Том III. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). М., ИМЛИ РАН, 2003. (Член редколлегии.)

Теоретико-литературные итоги ХХ века. Т. 1. Литературное произведение и художественный процесс. М., 2003. (Ученый секретарь.)

 

Статьи 

  • Время и смысл в повествовании (Взгляд за пределы цикла): «Выстрел» и «Кирджали» А.С. Пушкина // Начало. Сборник работ молодых ученых. Вып. 4. М., 1998. С. 62-70.
  • Проза Пушкина в свете теории повествования ХХ в. // В кн.: Пушкин и теоретико-литературная мысль. М., 1999. С. 86-106.
  • Комментарий к повести А.С. Пушкина «Гробовщик» // В кн.: А.С. Пушкин. «Повести Белкина». / Под ред. Н.К. Гея, И.Л. Поповой. М., 1999. С. 96-101.
  • Мир отцов и «тайны гроба» (Повесть А.С. Пушкина «Гробовщик») // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. М., 1999. № 1. С. 239-244.
  • На конференции в ИМЛИ [Научная конференция, посвященная 70-летию С.Г.Бочарова] // Известия АН. Серия литературы и языка. 1999. Т. 58. № 5-6. С. 71-72.
  • Теория автора как проблема // В кн.: Литературоведение как проблема. М., 2001. С. 376-392.
  • «Гробовщик» А.С. Пушкина и некоторые эпизоды литературно-критической полемики конца 1820-х – начала 1830 года // Начало. Сборник работ молодых ученых. Вып. 5. М., 2002. С. 89-97.
  • Личность и истина в пушкинском прозаическом повествовании (через призму теоретической мысли ХХ века) // Литература, культура и фольклор славянских народов. Материалы конференции. Москва, июнь 2002. К XIII Международному съезду славистов. М., 2002. С. 91-98.
  • Путь иронии в ХХ веке: от отрицания абсолютной серьезности к самоотрицанию // Вопросы филологии. №3 (12) 2002. С. 52-60.
  • Развитие идеи коммуникативности в ХХ в. // В кн.: Теоретико-литературные итоги ХХ века. Т. 1. Литературное произведение и художественный процесс. М., 2003. С. 118-133.
  • О концепте ЗАБВЕНИЕ в контексте диалога о культуре первой четверти ХХ в. (М.О. Гершензон, Вяч. Иванов, Лев Шестов) // Вопросы филологии. №2 (17). 2004. С. 131-136.
  • Особенности теоретического мышления М.О. Гершензона в контексте развития науки на рубеже XIX – XX веков // Языки филологии: теория, история, диалог: Сб. науч. трудов к семидесятилетию М.М. Гиршмана. Донецк, 2007. С. 73-94.
  • Об имени пушкинского гробовщика // Начало. Сборник работ молодых ученых. Вып. 7. М., 2008. С. 45-48.
  • Судьбы культурного наследия: к осмыслению спора между реализмом и номинализмом первой трети ХХ в. О «номинализме» М.О. Гершензона // Начало. Сборник работ молодых ученых. Вып. 8. М., 2008. С. 6-24.
  • О категории МИР ИНОЙ в трудах М.О. Гершензона // Известия РАН. Серия литературы и языка, 2011, том 70, № 2. С. 37-43.
  • Искусство медленного чтения М.О. Гершензона // Академические Тетради. М., 2011. Вып. 14. С. 184 – 193.
  • Теория творчества М.О. Гершензона в контексте филологии 1910 – 1920-х гг. // Вопросы филологии. М., 2012. № 3 (42). С. 55-59.
  • Сердце – метафора Личности («гольфстремы духа» М.О. Гершензона) // “ŻYCIE SERCA” Duch – dusza – ciało i relacja Ja – Ty w literaturze i kulturze rosyjskiej XX – XXI wieku / Red. Maria Cymborska-Leboda. (Rossica Lublinensia. VII.) Wydawnictwo Uniwersytetu Marii Curie-Skłodowskiej. Lublin, 2012. S. 165-175.
  • Память / забвение: В полемическом поле «Переписки из двух углов» // Память литературного творчества. М., ИМЛИ РАН, 2014. С. 115-143.
  • ”Биография слова” в творчестве М.О. Гершензона: Именование образа совершенства // Имя в литературном произведении: художественная семантика. М., ИМЛИ РАН, 2015. С. 95-112.
  • Созерцание и откровение в теории творчества М.О. Гершензона // Утопия и эсхатология в культуре русского модернизма / Сост. и отв. ред. О.А. Богданова, А.Г. Гачева. (Серия «“Вечные” сюжеты и образы».Вып. 3.) — М.: «Индрик», 2016. С. 218-227.
  • О преломлении идей А.А. Потебни и А.Н. Веселовского в концепции медленного чтения М.О. Гершензона // Наследие Александра Веселовского в мировом контексте. Исследования и материалы. М. – СПб., Центр гуманитарных инициатив, 2016. С. 191-200.
  • [Рец. на кн.:] М.О. Гершензон. “Узнать и полюбить”. Из переписки 1893–1925 годов. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. 512 с. (серия “Российские Пропилеи”) // Вопросы философии. № 4. 2017. С. 219-222.
  • Документ в произведении. «Нью-Йоркская трилогия» Пола Остера // Studia Litterarum. Том 2. № 1. 2017. С. 22-43.
  • О фрагментарности в литературе // Studia Litterarum. 2021. Т. 6, № 1. С. 32–51.

 

Руководитель проекта «Афоризм и фрагмент в литературе и искусстве», в рамках которого состоялись заседания круглого стола «Фрагментарность (со)знания»:

«Фрагмент и целое»:

https://www.youtube.com/watch?v=3kyc1TMS_ss

«Фрагментарность в поэзии. Восток - Запад»:

https://www.youtube.com/watch?v=qMKcRlM8n0Q

  

Руководитель проекта «Искусство медленного чтения: история, традиция, современность»

В рамках проекта состоялись:

научный доклад 

круглый стол

издание коллективных монографий:

 «Искусство медленного чтения»: История, традиция, современность: коллективная монография, Отв. ред. Н.Н. Смирнова, М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2020.

Опыты медленного чтения: коллективная монография,  Отв. ред. Н.Н. Смирнова, М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2021.

 

Контакты: e-mail:

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.